Литература. 11 класс
Урок 46. А.И.Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича»
Конспект урока
Литература
11 класс
Урок № 46
А. И. Солженицын. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Повесть «Один день Ивана Денисовича».
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
1. Идейный смысл повести;
2. Роль «лагерной» темы на основе анализа фактов из биографии и творчества автора;
3. Временная и пространственная организация места «заключённого».
Тезаурус
Сталинская эпоха – период в истории СССР, когда его руководителем фактически являлся И. В. Сталин. Начало этого периода обычно датируется интервалом между XIV съездом ВКП(б) и разгромом «правой оппозиции» в ВКП(б) (1926-1929 гг.).
Тоталитарный режим – (от фран. «totalitaire», лат. «totus» – весь, целый) – крайнее проявление авторитарного режима, при котором государство стремится к установлению абсолютного (тотального) контроля над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом, используя при этом преимущественно принудительные средства воздействия.
Репрессии – наказание, карательная мера, применяемая государственными органами с целью защиты и сохранения существующего строя.
Зона (лагерь) – общее название мест лишения свободы.
Список литературы
Основная литература:
1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.
2. Солженицын А. И. Один день Ивана Денисовича: рассказы 60-х. СПб.: Азбука-классика, 2006. — 349 с.
Дополнительная литература:
1. Голубков М. М. Александр Солженицын: в помощь преподавателям, старшеклассникам, абитуриентам. М.: МГУ, 1999. — 112 с.
Онлайн-ресурсы:
1. Литература о жизни и творчестве писателя. Cайт, посвящённый Александру Исаевичу Солженицыну. URL: http://www.solzhenitsyn.ru/ (дата обращения: 24.08.2018)
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Среди новых тем, появившихся в литературе 50-х годов во время хрущёвской «оттепели», выделяется «лагерная» тема. Сталинское правление осталось в истории как время репрессий и жестоких ограничений свободы личности, но об этом стало возможно говорить только после смерти «вождя народов».
Послевоенное время исследователи считают апогеем сталинизма, когда количество политзаключённых резко возрастает. Филолог Михаил Голубков пишет: «Солженицын – пророк в своём отечестве. Можно без преувеличения сказать, что это центральная фигура современной русской литературы… Читать Солженицына – большой труд… Его осмысление и понимание – одна из самых актуальных задач, стоящих и перед каждым думающим человеком, которому небезразлична национальная судьба, и перед обществом, ищущим национальной идеи…».
В своей Нобелевской лекции Александр Исаевич Солженицын размышляет о двух типах писателей ХХ века: «Один художник мнит себя творцом независимого духовного мира и взваливает на свои плечи акт творения этого мира… – но подламывается, ибо нагрузки такой не способен выдержать смертный гений; как и вообще человек, объявивший себя центром бытия… Другой знает над собой силу высшую и радостно работает маленьким подмастерьем под небом Бога, хотя ещё строже его ответственность за всё написанное, нарисованное, за воспринимающие души». Себя как художника он относит, безусловно, ко второму типу, что и определяет целиком его творческую позицию.
Одним из первых произведений в творческой биографии Солженицына становится повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в журнале «Новый мир». Автор дебютирует в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявляет о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» – это самое первое впечатление Александра Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» привлекает внимание читателей не только новизной материала, но и своим художественным совершенством. «Вам удалось найти исключительно сильную форму», – пишет Солженицыну Шаламов. Сам автор относил своё произведение к жанру рассказа. Жанровое обозначение «повесть» появилось по предложению Твардовского, который хотел придать рассказу «больше весу». Повесть полностью соответствует основному эстетическому требованию Солженицына: выражать правду жизни во всей её полноте.
Авторский замысел родился в 1952 году в Экибастузском Особлаге: «Просто был такой лагерный день, тяжёлая работа, я таскал носилки с напарником и подумал: как нужно бы описать весь лагерный мир – одним днём… достаточно в одном дне собрать как по осколочкам, достаточно описать только один день одного среднего, ничем не примечательного человека с утра до вечера. И будет всё». Первоначальное название рассказа – «Щ – 854». Твардовский скажет: «Описан один день, но о тюрьме сказано всё».
В своём произведении Солженицын воссоздаёт подробности лагерного быта: мы видим, что и как едят «заключённые», что курят, где достают это, как спят, во что одеваются, где работают, как говорят между собой и как с начальством, что думают о воле, чего сильнее всего боятся и на что надеются.
По признанию автора, «образ Ивана Денисовича сложился из солдата Шухова, воевавшего с ним в советско-германскую войну (и никогда не сидевшего), общего опыта пленников и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные лица – все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями». Рассказывая о лагере и о лагерниках, Солженицын пишет не о том, как там страдали, а о том, как удавалось выжить, сохранив себя как людей. Шухову навсегда запомнились слова первого его бригадира, старого лагерного волка Кузёмина: «В лагере вот кто погибает: кто миски лижет, кто на санчасть надеется, да кто к куму ходит стучать».
В произведении есть лица, о которых автор рассказывает с большой симпатией: это бригадир Тюрин, Шухов, латыш Кильдигс, Сенька Клёвшин. Писатель выделяет ещё одного героя, не названного по имени. Всего полстраницы занимает рассказ о «высоком молчаливом старике»: «Лицо его вымотано было, но не до слабости фитиля – инвалида, а до камня тёсаного, тёмного. И по рукам, большим, в трещинах и черноте, видать было, что не много выпало ему за все годы отсиживаться придурком». «Придурки» – лагерные «аристократы» – лакеи: дневальные по бараку, десятник Дэр, «наблюдатель» Шкуропатенко.
Судьбы героев повести убеждают, что историю тоталитаризма Солженицын вёл не с 1937 года, а с первых послеоктябрьских лет. Об этом говорят лагерные сроки «заключённых». Безымянный «высокий молчаливый старик» сидит с первых советских лет. Первый бригадир Шухов – Кузёмин был арестован в «год великого перелома», а последний – Тюрин – в 1933, в «год победы колхозного строя». Наградой за мужество в немецком плену стал десятилетний срок для Сеньки Клёвшина… Думая о них, Солженицын начал работу над главной своей книгой «Архипелаг ГУЛАГ».
Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля
Филворд - английский кроссворд
Найдите слова в филворде.
Вопросы:
1. Из-за какой болезни у Ивана Денисовича выпали зубы?
2. Кто являлся безвольным, ненадёжным, трусоватым, не умел постоять за себя?
3. С каким словом отождествляется в произведении понятие «день»?
4. О ком идёт речь: «он не был шакал даже после восьми лет общих работ − и чем дальше, тем больше утверждался»; «на подлость, на предательство он не пошёл бы и под страхом смерти»;
5. Часто получает из дома богатые посылки, и это даёт ему возможность хорошо устроиться в лагере;
6. Эти герои высокие, худощавые, даже внешне похожи друг на друга, как братья.
По горизонтали:
А | Р | Ф | С | С | К | А | Ж | Ц | И |
С | О | Е | Л | Д | Н | Л | И | И | А |
Э | С | Т | О | Н | Ц | Ы | З | Н | Р |
К | Б | Ю | И | Л | Ь | Я | Н | Г | С |
Р | У | К | К | Р | У | Г | Ь | А | Е |
О | Х | О | С | Р | Н | О | Л | Р | Н |
Р | Л | В | Р | Ш | У | Х | О | В | Я |
И | Ц | Е | З | А | Р | Ь | М | А | Н |
Подсказка: на зоне герой клянчит, попрошайничает, подбирает окурки и т.д. За это Фетюкова не уважают и даже презирают – и зэки, и начальство.
Разбор задания: В тексте произведения друг с другом сближаются, иногда становятся синонимами такие понятия, как «день» и «жизнь». Подобное сближение осуществляется автором через понятие «срок», универсальное в повествовании. Срок – это наказание, отмеренное заключённому, и одновременно внутренний распорядок жизни в тюрьме. Кроме того, это синоним судьбы человека и напоминание о последнем, самом главном сроке его жизни.
Единичный выбор.
В каком журнале впервые был опубликован «облегчённый» вариант произведения, без некоторых наиболее резких суждений о режиме. Подчеркните верный ответ.
1) «Новый мир»
2) «Роман-газета»
3) «Кругозор»
4) «Молодая гвардия»
Правильный ответ:
1) «Новый мир»
Разбор задания: Одним из первых произведений в творческой биографии Солженицына становится повесть «Один день Ивана Денисовича», напечатанная в журнале «Новый мир». Автор дебютирует в солидном возрасте – в 1962 году ему было 44 года – и сразу заявляет о себе как зрелый, самостоятельный мастер. «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши…» – это самое первое впечатление Александра Твардовского, который прочитал произведение в рукописи.