Литература. 11 класс

Урок 1. Тенденции развития литературы на рубеже веков (конец ХIХ - начало ХХ века)

Тенденции развития литературы на рубеже веков (Конец ХIХ - начало ХХ века)
А. Блок «Возмездие»
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Рубеж XIX - XX вв. для русской литературы стал периодом переосмысления, поиска новых форм и ярких экспериментов.

Стремительно меняющийся мир заставлял авторов искать актуальные трактовки “вечных ценностей”.

Традиционные для середины XIX века категории жалости и сострадания не находили отклика в реалиях нового времени, - в нём уже происходил перелом сознания, крушение устоев и старых надежд. На их смену должно было прийти что-то новое, и перед художником рубежа веков стояла задача на это “новое” указать.

Реализм, главенствующий в XIX веке, оставался по-прежнему актуален. Но одновременно с ним большое распространение получили нереалистические течения, что оказало особенное влияние на поэтическую традицию - на смену классике пришла мощная новаторская волна, квинтэссенцией которой станет лирика Серебряного века. 

Критика и публицистика к. XIX - н. XX веков о творчестве русских писательниц

Женское движение XIX - начала XX вв. в России было необыкновенно широким. Духовная жизнь русского общества с середины XIX века не только отражала содержание пути эмансипации, но и развивалась под влиянием женского движения. Русская литературная критика и публицистика, осмысливая эти процессы, сделали множество открытий, отражающих не только социально-политические аспекты женского движения, но и вопросы, вечные во все времена: женщина и мир, женщина и культура, женщина и творчество. Не со всеми выводами и наблюдениями, высказанными в критических работах, мы можем сейчас согласиться, но обращение к ним представляет безусловный интерес.

В конце XIX века начался новый период в истории женского движения в России. Росло количество различных женских обществ и организаций. Расширялись права женщин, возможность получать среднее и высшее образование, служить и, благодаря этому, иметь экономическую самостоятельность. В 1897 году в России уже 6 миллионов женщин, живущих на свой заработок. Одной из наиболее распространенных и доступных женщинам профессии стала литературная деятельность: женщины повсеместно сотрудничали в редакциях различных журналов и газет. Это сразу было отмечено критикой: "Никогда в русской литературе не было так много женщин-писательниц, как в настоящее время... Писательница с именем, журналистка, сотрудница газеты, переводчица - далеко не редкое явление в русском обществе".*

В то же время критика обратила внимание на то, что изменилась роль женщины-автора, она стала "занимать в литературе более видное место, чем когда-либо, не только в количественном отношении, но и в качественном", подчеркивал К. Ф. Головин в книге "Русский роман и русское общество".** Характерным для этого периода стало расширение проблематики произведений писательниц и их выход за рамки сугубо "женской темы". "Женщина-писательница откликнулась на все господствующие в жизни и литературе направления, отразила в своих сочинениях все главнейшие настроения минуты"*** - писал об этом критик Н. Надеждин.

Все эти тенденции дали возможность критике уделить большое внимание женскому творчеству, осмыслить его как особое явление в литературной жизни, определить его место и роль в современном литературном процессе.

Обращаясь к анализу женского творчества, критики независимо от приверженности к различным идейным позициям, единодушно оценивали его как прогрессивное явление общественной и литературной жизни. Например, С.И. Пономарёв в книге "Наши писательницы" подчеркивал, что творчество женщин нуждается в поощрении, так как "общество цивилизуется истинно по-человечески только при содействии женщин".****

Тем не менее во многих критических работах, оценивающих положительно сам факт женского литературного творчества, высказывалась достаточно распространенная мысль, что "природа уделяет женщинам искру таланта, но никогда не дает гения".*****

Женщин-писательниц упрекали в неспособности к самостоятельному мышлению, рассматриваемому как необходимое условие творчества. Из этого делался вывод, что женщина-писательница никогда не сможет сказать нового слова в литературе, она будет повторять только уже существующие идеи. Интеллектуальной несостоятельности писательниц обычно противопоставлялась женская способность "руководствоваться нравственным инстинктом" и "интуитивной верой"***** Поэтому свойством женской литературы считали изображение чувств и душевных переживаний, а такая узость темы, по мнению критиков, значительно обедняла содержание.

Доказывая слабость женской литературы, критики сравнивали ее с лучшими образцами так называемой "мужской" литературы, а ее особенности и характерные черты рассматривали как недостаток.

Источники

* Чуйко В. Современные женщины писательницы //Наблюдатель. 1889. № 4. С. 23, 26.

** Цит. по: Головин К. Русский роман и русское общество. 1914. C. 471.

*** Надеждин Н. Н. Женщины в изображении современных русских женшин-писательниц // Новый мир. 1902. № 92, С. 290.

**** Пономарёв С. И. Наши писательницы. Спб. 1891. С. 20.

***** Там же. С. 22.

****** Протопопов М. Женское творчество // Русская мысль. 1891. № 1. C. 11.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6