Цель: - ознакомление с основными этапами влияния общества на природу, формирование представления об экологических проблемах и путях их преодоления;
- развитие навыков исследовательской деятельности, внимания, аналитического мышления, способности устанавливать причинно – следственные связи;
- закрепление навыков работы с учебником;
-закрепление навыков работы по алгоритму;
- поддержка интереса к изучению предмета.

Результаты обучения:

Предметные: учащиеся имеют представление об основных этапах влияния общества на природу, об экологических проблемах, и путях их решения.

Метапредметные и личностные результаты

Личностные УУД

Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат;
Ученик способен к волевому усилию;
У ребенка развита рефлексия;
У ребенка сформирована учебная мотивация;
Ребенок умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку.

Регулятивные УУД

Ученик умеет составлять план действий;
Ученик осознает того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению;
Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно;
Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
У ученика сформирован внутренний план действий;
Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий.

Познавательные УУД

Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
Ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме;
Может создавать устные и письменные высказывания;
Ребенок умеет выбирать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации;
Ребенок владеет операциями классификация, умеет устанавливать причинно - следственные связи;
Ребенок может проанализировать ход и способ действий;
У ребенка сформированы умения анализа и синтеза;
Ребенок умеет вести поиск и выделять необходимую информацию.

Коммуникативные УУД

Ученик умеет договариваться ;
Ученик умеет вступать в диалог;
Ребенок может сотрудничать с другими людьми;
Ребенок умеет решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной , парной и групповой работы;
Ученик может отслеживать действия партнера;
Ребенок умеет слушать и слышать;
Умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации;
Ребенок может интегрироваться в группу сверстников.

Тип урока: Урок изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный урок.

Ход урока

Вступительное слово

Учитель

Настраивает ребят на совместную деятельность…
Заручается их поддержкой…

Ученики

Вступают в невербальный контакт с учителем.

Актуализация знаний, через создание проблемной ситуации

Учитель

Сегодня мы проведём судебный процесс, на котором обвиняется Человек.

Ученики

Обсуждают, высказывают свои предположения, почему проводится суд над Человеком.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося иллюстрациями, организацию дискуссии

Учитель

Первый пункт обвинения
В истреблении множества видов крупных животных обвиняется древний Человек.
Первобытные люди охотились и полностью уничтожили : мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей (СЛАЙД).
Что можно сказать в защиту древних людей?
ОНИ жили в суровых условиях. И самое страшное бедствие , которое приходилось преодолевать древним людям – это ГОЛОД.
Если охотникам удавалось найти добычу, то вся родовая община радовалась, потому что это означало, что они выживут. На борьбу за существование первобытные люди затрачивали огромные усилия. В тех агрессивных условиях жизни они не могли думать об исчезновении других видов животных. (СЛАЙД).

Ученики

Внимательно слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии , организованной учителем, высказывают свои аргументы в защиту древнего человека.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося иллюстрациями, организацию дискуссии

Учитель

Пункт обвинения второй.
Обвиняется человек земледелец и скотовод, деятельность которого привела к опустыниванию территорий и исчезновению лесов и степей.
Действительно, со временем древние люди стали заниматься земледелием и для того, чтобы возделывать поля они вырубали леса. (СЛАЙД).
Вместе с земледелием началось одомашнивание животных, от которых Человек получал мясо , молоко и шерсть. Стада этих животных вытаптывали и выедали пастбища, на месте пастбищ разрастались пустыни. (СЛАЙД).
Что можно сказать в защиту земледельца и скотовода?
Древние люди искали новые источники питания. Они начали сами выращивать растения и содержать животных, чтобы меньше зависеть от охоты и чтобы у них и их детей всегда была еда.
Земледельцы и скотоводы трудились от рассвета до заката, чтобы не умереть от голода. Они не могли и предположить, что делают неправильно или плохо.

Ученики

Внимательно слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии, организованной учителем, высказывают свои аргументы в защиту человека земледельца и скотовода.

Введение нового материала с использованием рассказа учителя, сопровождающегося иллюстрациями, организацию дискуссии

Учитель

Третий пункт обвинения.
Обвиняется человек, владеющий наукой, деятельность которого привела к серьёзным экологическим проблемам.
в химических лабораториях создаются ядохимикаты, которые используют в сельском хозяйстве в борьбе с насекомыми вредителями и сорняками. Ядохимикаты проникают не только в организмы вредителей и сорняков, но и остальных животных и растений на территории, которая обрабатывается этими ядами. (СЛАЙД).
Развитие промышленности привело к загрязнению воздуха воды почвы отходами производства: тяжёлыми металлами, кислотами, радиоактивными веществами. (СЛАЙД).
Особенно опасны радиоактивные отходы. Эти отходы испускают особые лучи. Радиоактивные лучи нельзя почувствовать , но эти лучи вызывают у животных и человека страшные заболевания. Люди, пораженные радиоактивными лучами, рожают неизлечимо больных детей.
Радиоактивные отходы образуются при работе атомных электростанций. Если на атомной станции происходит авария, то радиоактивные вещества попадают в окружающую среду и людям приходится навсегда переселяться с загрязнённых территорий. (СЛАЙД).
Не менее опасные вещества выбрасывают в атмосферу металлургические заводы. Эти вещества - кислоты. В атмосфере кислоты взаимодействуют с водой и на Землю проливаются кислотные дожди, которые разъедают все живые организмы (ОПЫТ С КИСЛОТОЙ).
Кислотные дожди приводят к гибели растений, животных обитателей почвы и водоёмов. у человека от кислотных дождей развиваются заболевания органов дыхания. (СЛАЙД).
Что можно сказать в защиту современного человека?
Можно сказать только то, что современный человек осознал, что потребительское отношение к природе приведёт к гибели и природы и самого человека.
Современный человек стал развивать науку экологию, которая помогает человеку найти компромисс между его потребностями и законами природы
Учёные просвещают людей. И люди, зная и понимая законы природы, стараются изменить свою хозяйственную деятельность и сохранить природу.

Ученики

Внимательно слушают рассказ учителя. Участвуют в дискуссии , организованной учителем, высказывают свои аргументы в защиту человека владеющего наукой.

Изучение нового материала , через постановку проблемной ситуации

Учитель

Суд, учитывая аргументы обвинения и аргументы защиты человека, выносит решение. Человек, должен справиться с экологическими проблемами. Он должен сохранять многообразие живых организмов на Земле, остановить наступление пустынь, защитить природу от загрязнения. Что необходимо, чтобы у человека получилось справиться с проблемной ситуацией? Для того, чтобы всё это у людей получилось, они должны стать экологически грамотными.

Ученики

В ходе дискуссии определяют основное условие, необходимое для того чтобы человечество справилось с экологическими бедствиями – люди должны быть экологически грамотными людьми.

Закрепление нового материала, через организацию самостоятельной работы по описанию экологических проблем

Учитель

Ребята, мы с вами на сегодняшнем уроке присоединяемся к движению за экологическую грамотность. Сегодня мы будем выступать в роли просветителей, которые сообщат людям о различных экологических проблемах. Для этого необходимо назвать проблему, описать суть проблемы, привести аргументы, доказывающие опасность этой экологической ситуации и последнее, о чем сообщает просветитель – это пути решения этой экологической проблемы. (СЛАЙД).

План составления сообщения об экологической проблеме

  1. Назвать экологическую проблему.
  2. Дать описание экологической проблемы.
  3. Привести аргументы (ФАКТЫ) указывающие на опасность для природы и человека этой экологической проблемы.
  4. Перечислить пути решения данной экологической проблемы.

Предлагаю подготовить сообщение об одной экологической проблеме совместно.
Найдите, пожалуйста в параграфе 28 заголовок ТРИ «ПОДАРКА» ЧЕЛОВЕКА СОМОМУ СЕБЕ.
Возьмем первую проблему, которая называется ОЗОНОВАЯ ДЫРА.
Для того чтобы раскрыть суть этой проблемы, надо прочитать текст в учебнике.
Когда вы прочитаете текст в учебнике, суть проблемы будет ясна : вещества из аэрозольных баллончиков разрушают слой газа озона в атмосфере. Даже над Антарктидой появилась озоновая дыра. Аргументы, указывающие на опасность этой проблемы, если озоновый слой будет разрушен, всё живое на Земле погибнет, Потому что озоновый слой в атмосфере защищает живые организмы от губительных УФ лучей. Решение проблемы: запретить пользоваться пагубными аэрозольными веществами, а пока запрет не произошёл, покупать аэрозольные вещества, дезодоранты и освежители воздуха, только вот с таким значком (СЛАЙД – знак нет фреонов).
Я думаю, второе сообщение об экологической проблеме вы подготовите самостоятельно. О проблеме кислотных дождей мы с вами сегодня уже говорили, а вот о парниковом эффекте нет. Материал о парниковом эффекте есть в ваших учебниках.

Ученики

Описывают экологические проблемы по алгоритму, предложенному учителем, с использованием текста учебника, сначала совместно с учителем, затем самостоятельно. Предъявляют своё описание экологической проблемы для обсуждения, сравнивают своё описание с описанием других учеников.
Самооценка.

Завершение урока
Рефлексия

Учитель

Друзья, я уверена, что вы вырастите экологически грамотными людьми и будите настоящими просветителями и защитниками живой природы!

Ученики

Самооценка.