Цели: 

повторить, систематизировать изученное в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия»;

совершенствовать умение сопоставлять фонетическую и орфографическую записи слов;

развивать языковое чутьё и орфографическую зоркость.


Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

Ход урока

Богатство звуков русского языка и их возможности поражают! Но мы с вами должны знать характеристики каждого из них, чтобы научиться грамотно произносить слова.

Вы, конечно, знаете, что все звуки делятся на две группы: гласные (голос участвует в образовании этих звуков, почти поем эти звуки) и согласные (образуются при помощи шума и голоса или шума). У каждого звука своя характеристика.

Гласные (их всего 6) могут быть ударными или безударными: [а], [о], [у], [и], [э], [ы]; особую группу гласных составляют йотированные гласные, которые обозначаются буквами е, ё, ю, я, так как эти буквы могут обозначать либо один звук, либо два.

Согласные (их 36) отличаются более сложной характеристикой, так как могут образовывать пары по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости. Особую группу составляют сонорные согласные [л], [м], [н], [р] и их мягкие фонемы, так как для их образования необходим голос, помимо шума.

Есть согласные, которые никак не изменяются при произношении, то есть не имеют парных фонем по звонкости-глухости или твёрдости-мягкости, поэтому их характеристики остаются всегда неизменными, их нужно запомнить:

 йот [j ̛ ] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный;

 [ж] – согласный, звонкий, парный [ш], твердый, непарный;

 [х] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

 [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

 [ч̛ ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

 [щ̛ ] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный.

 

Обратите внимание на таблицу:

Согласные звуки

твердые

мягкие

звонкие

глухие

звонкие

глухие

[б]

[п]

[б̛ ]

[п̛ ]

[в]

[ф]

[в̛ ]

[ф̛ ]

[г]

[к]

[г̛ ]

[к̛ ]

[д]

[т]

[д̛ ]

[т̛ ]

[з]

[с]

[з̛ ]

[с̛ ]

[л]

[ - ]

[л̛ ]

[ - ]

[м]

[ - ]

[м̛ ]

[ - ]

[н]

[ - ]

[н̛ ]

[ - ]

[р]

[ - ]

[р̛ ]

[ - ]

[ - ]

[х]

[ - ]

[х̛ ]

[ - ]

[ц]

[ - ]

[ч̛ ]

[ж]

[ш]

[ - ]

[щ̛ ]

 

 

[j ̛ ]

[ - ]

 

Таблица поможет нам запомнить характеристики согласных звуков, так как это понадобится для того, чтобы научиться выполнять фонетический разбор слова.

Давайте попробуем справиться с этим, на первый взгляд, очень трудным заданием.

Итак, звучание слова «тишина» мы должны записать в квадратных скобках [т,ьшына] (на экране) и только через букву «Ы», так как именно такой звук мы слышим, когда произносим это слово.

Только что мы убедились, что написание орфографическое в данном слове будет отличаться от написания затранскрибированного слова, т.е. слова звучащего.

Вспомните и запишите слова, в состав которых входит слово «фон».  Конечно, вам знакомы такие слова, как «телефон», «домофон», «микрофон», «магнитофон», «патефон». Да, все эти предметы так или иначе воспроизводят звуки нашей речи. Затранскрибируйте первые три слова, используя знаки транскрипции.

Проверьте, у вас должны были получиться следующие записи (на экране):

,ь л,иэ ф о/н],  [д ъ м а ф о/ н], [м,ь к р а ф о/ н].

Вы, конечно, обратили внимание на то, что орфографический облик слова и в этих примерах отличается от фонетического облика.

Перед нами еще одна задача: словосочетание «её мяч». Кстати, слово «её» очень часто встречается в олимпиадных заданиях по русскому языку: непросто определить количество букв и звуков в этом слове. Начнем фонетический разбор с транскрибирования каждого слова, а это мы с вами уже умеем делать:

её - [j ̛ иэ j ̛ О] – 2 слога; мяч - [м̛Ач̛] – 1 слог

 

Буква

Звук

Характеристика звука (см. таблицу)

Е

[j ̛ ]

согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный;

 

э]

(с оттенком э)

гласный, безударный;

Ё

[j ̛ ]

согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный;

 

[О]

гласный, ударный;

2 буквы, 4 звука

 

М

[м̛ ]

согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный (сонорный)

Я

[А]

гласный, ударный

Ч

[ч̛ ]

согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный

3 буквы, 3 звука

 

Вы обратили внимание, что количество букв и звуков в одном слове может не совпадать? Это зависит от фонетических характеристик каждого звука, которым свойственно менять свое звучание в потоке речи либо оставаться всегда неизменными.

На следующих занятиях мы продолжим разговор о характеристиках звуков.

 

Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения

1. Вспомните и запишите слова, в состав которых входит слово «фон».  Конечно, вам знакомы такие слова, как «телефон», «домофон», «микрофон», «магнитофон», «патефон».

Затранскрибируйте первые три слова, используя знаки транскрипции.

Проверьте, у вас должны были получиться следующие записи (на экране):

,ь л,иэ ф о/н],  [д ъ м а ф о/ н], [м,ь к р а ф о/ н].