Дидактические цели.

1.      Предметные:

Формирование представлений о государстве древнего Китая, древние китайцы о власти императора, развитие умений сравнивать и анализировать исторические факты.

2.      Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать творческие задачи, умение работы с различными видами информации.

Регулятивные:

Формирование умения решать проблемные задачи, используя различные виды информации.

2.2. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование представлений о культурном наследии прошлого.

Основные виды УУД:

Умение сравнивать, обобщать и делать выводы, развитие умения работы с историческими документами.

Основные дидактические единицы:

Великая Китайская равнина, Сын Неба, империя Цинь, варвары, объединение Китая, власть императора.


Древний Китай расположен в Азии, в ее восточной части. От соседней Индии его отделяют горы. Климат в Китае мягкий, влажный.

 Изначально люди заселили Великую Китайскую равнину - пространство между реками Хуанхэ (Желтая река) и Янцзы (Голубая река). Эти реки обильно орошали землю, а потому главным занятием древних китайцев были земледелие и скотоводство. Самый известный злак Китая - рис. Из него делали крупу, муку, вино, масло. Но кроме него люди выращивали ячмень, пшеницу, просо. А разводили лошадей, волов, овец, свиней. Люди селились семьями, которые объединялись в племена.

 В начале I тысячелетия до н.э. все племена долины Хуанхэ слились в один народ, который мы называем “древними китайцами”. Все они верили в Великое Небо - так называли высшее существо. И страну называла Поднебесной, считая к тому же, что она расположена в центре мира. Все окружающие племена севера, ю, з и в, не знавшие священной письменности китайцев и не признававшие власти Сына Неба (так называли главу всего народа), этих людей считали дикими варварами “шакалами и волками”. Сын Неба владел всей землей и раздавал ее своим слугам, которые становились царями областей. Простые земледельцы должны были отдавать часть урожая этим царям.

 С VIII в до нэ “цари областей” перестают подчиняться Сыну Неба. Страна постепенно распадается на враждующие царства: Цинь, Хан, Вей, Чжао, Янь, Ци, и Чу. Между ними начались войны и китайцы стали мечтать об объединении всех говорящих по-китайски в одну империю - центр Поднебесной земли. В 221 г до нэ это удалось царству Цинь, правитель которого принял титул Цинь Шихуан - то есть “первый император Цинь”. Для объединения ему пришлось победить все китайские царства и заставить их признать свою власть. Так возникло новое государство - Империя Цинь. Император поделил страну на части, во главе каждой поставил чиновников для сбора налогов. Повсюду были введены единая монета, единые законы и единые правила письма. После наведения порядка внутри страны Цинь отправился в завоевательные походы. Он успешно продвигался на юг (где люди занимались земледелием и потому были весьма богаты), а вот на севере столкнулся с кочевниками-гуннами. Кочевники не имели своих городов, жили в легких войлочных шатрах и быстро перемещались с места на место. Воевать с ними было трудно. Но все же Циню удалось вернуть часть северных земель. Для их защиты он начал строительство Великой китайской стены. На ее строительство сгоняли рабов, осужденных, пленных, да и простых тружеников. Длина этой стены почти 10000 км, высота достигает 9 м (это как если бы 5 взрослых человек встали друг другу на плечи). Стена не сплошная - в нее встроены башни на расстоянии полета стрелы. Зажигая огни, китайцы передавали сигнал об опасности от башни к башне на большие расстояния. Войны и строительство стены обременяли китайский народ. Это привело к восстанию в 202 г до н.э., новым императором стал бывший чиновник Лю Бан, а государство стало именоваться империей Хань.

 Древние китайские историки говорят, что Цинь Шихуан приказал сжечь старинные книги, чтобы не осталось памяти о прошлых временах. А также приказал казнить всех тех, что считал, что раньше жилось лучше. Вот что пишет об этом историк Сыма Цянь: “Ныне Поднебесная уже устроена, законы и указы исходят от одного [лица]... А вот нынешние ученые мужи не учатся у современности, изучают [лишь] древность, чтобы поносить наш век и вносить сомнения и сеять смуты... Ныне [вы], император-властитель, объединили под своей властью Поднебесную, отделили черное от белого и установили одно, почитаемое людьми [учение]. Однако, приверженцы [конфуцианских] школ, … поносят законы и наставления [императора], и каждый, услышав об издании указа, немедля, исходя из своего учения, начинает обсуждать его. Поношение монарха они считают доблестью. Если подобное не запретить, то наверху ослабеет положение правителя. Самое лучшее — запретить это! Я предлагаю, чтобы чиновники-летописцы сожгли все записи, кроме анналов царства Цинь; Всех, кто [после этого] осмелится толковать … [подвергнуть] публичной казни на площади; всех, кто на [примерах] древности будет порицать современность, [подвергнуть] казни вместе с их родом; чиновников, знающих, но не доносящих об этом, карать в той же мере. Не следует уничтожать книги по медицине, лекарствам, гаданиям на панцирях черепах и стеблях, по земледелию и  разведению деревьев”.

В повелении [императора] говорилось: “Быть по сему”.

Могила Циня Шихуана - один из самых грандиозных памятников Древней истории. Мене 100 лет назад, в 1974 году крестьяне случайно обнаружили ее при бурении скважины для воды. Могила самого Циня расположена в богатой гробнице, но дальше, от самой гробницы на 1,5 км протянулись ряды глиняной армии. Всего на сегодняшний день найдено более 8000 фигур. Воины расположены в три ряда, чётко друг за другом. Они стоят так, будто в любой момент готовы начать бой. Выстроены бойцы терракотовой армии по боевому порядку, сначала идут пехотинцы, за ними всадники, лучники, офицеры командиры. Рядом с ними были обнаружены статуи музыкантов, чиновников, акробатов. Все воины имеют разные формы, разные лица, обмундирование. Работа была выполнена настолько тонко и ювелирно, что даже спустя 2 тысячи лет, мы можем увидеть, что у каждой статуи своё выражение лица. Нет ни одного воина, который был бы точь-в-точь похож на другого. Одеты солдаты точно согласно законам того времени. Одежда, причёска, усы или борода, обмундирование, доспехи выполнены с невероятной точностью. Даже на подошве обуви можно увидеть соответствующий узор. Каждый терракотовый солдат был снабжён настоящим оружием. Считалось, что воинов делали с натуры, и после смерти душа воина переселялось в глиняную статую.

 

Тест на усвоение видеоролика (правильный ответ стоит первым)

В какой части света расположен Древний Китай?

Азия

Европа

Африка

Америка

 

Между какими реками раскинулась Великая китайская равнина?

Хуанхэ и Янцзы

Тигр и Евфрат

Амударья и Сырдарья

Волга и Ока

 

Какой злак самый распространенный в Китае?

Рис

Ячмень

Овес

Рожь

 

Кого китайцы считали варварами?

Тех, кто не владел китайской письменностью

Всех, кто жил на севере

Японцев

Тех, кто переселился из Китая в другое место

 

Сколько враждующих царств было в VIII в. до н.э.?

7

5

12

20

 

Когда произошло объединение Китая?

221 г. до н.э.

221 г. н.э.

201 г. до н.э.

VIII в. до н.э.

 

Что означает имя Цинь Шихуан?

Первый император Цинь

Великий император

Сын Неба

Повелитель Поднебесной

 

Что НЕ вводил Цинь Шихуан?

Единую религию

Единую монету

Единые законы

Единые правила письма

 

Как назывались кочевники, жившие на севере Китая?

Гунны

Готы

Галлы

Варвары

 

В могиле Циня Шихуана нашли терракотовые фигуры…

Воинов

Писцов

Родственников Циня

Богов

 

Задание А1

Древние китайцы о власти императора

Власть Сына Неба простирается беспредельно... Такова древняя истина. Какая земля не принадлежит правителю? Кто из числа питающихся плодами земли не является подданным правителя? Недаром говорится в оде:

Широко кругом простирается небо вдали,

Но нету под небом ни пяди нецарской земли.

На всем берегу, что крутом омывают моря,

Повсюду на этой земле только слуги царя!

 

Вопросы и задания к документу

1. Найдите в документе фразы, доказывающие, что китайский император обладал неограниченной властью.

2. Кому в Древнем Китае принадлежала земля?

 

Задание Е2

Цинь Шихуанди о принятии титула императора

<…> Я со своими слабыми силами смог поднять войска и покарать жестоких и мятежных только опираясь на помощь духов своих предков, так правители шести царств понесли наказание за свои преступления, а Поднебесная оказалась полностью умиротворенной. Ныне, если не изменить титул правителя, нечем будет оценить достигнутые успехи и передать о них потомкам…

Отныне и впредь отменяем присвоение посмертных титулов. Мы будем титуловаться Шихуанди — первый властитель-император, а последующие поколения правителей пусть именуются в порядке счета: Эрши — второй, Саныпи — третий, и так до десятитысячного поколения, власть нашего рода будет передаваться бесконечно.

 

Вопросы к документу

Почему император придавал большое значение изменению своего титула?

 

Задание В1

Используя Карту2 (приложена), напиши, какой элемент легенды не был упомянут в тексте и видео?

 

Задание G2

Представь, что одна из статуй терракотовой армии заговорила. О чем мог рассказать воин эпохи династии Цинь? Напиши рассказ в 80-100 слов на эту тему и дополни его иллюстрациями.

 

Ссылки на дополнительные ресурсы

https://www.youtube.com/watch?v=oVEJ6GAzDyQ

Китай - империя, просуществовавшая четыре тысячи лет. Во времена египетских пирамид китайские императоры возводили роскошные дворцы. Рим еще не строил акведуки, когда китайцы повернули реку, взорвав гору - до изобретения пороха. Они построили крупнейший в древней истории флот, и возвели непревзойденное и по сей день инженерное сооружение - Великую Китайскую стену.

 

https://www.youtube.com/watch?v=oW3JJr_71Ys

Телепередача "Семь дней истории". История стран Азии, Африки, Америки и Австралии. Первая китайская империя. 221г. Цинь Ши Хуан. Роль личности или историческая закономерность.

 

https://www.youtube.com/watch?v=M-dFEjP6bQ4&index=3&list=PL52393F9C87931960

 

Телепередача "Семь дней истории". История стран Азии, Африки, Америки и Австралии. Сыма Цянь и его труд "Исторические записки", 104 г.д.н.э.