Цели урока: 1) создать условия для формирования ключевых компетенций:

- коммуникативной (устной) компетенции;

- учебно-познавательной (планирование познавательной деятельности;

- нахождение, переработка, использование информации для решения учебных задач; применение знаний в нестандартной ситуации);

- информационной (поиск и сбор информации, ее переработка и передача);

2) познакомить  учащихся с понятием «орфоэпия», «орфоэпический минимум»;

 3) формировать орфоэпическую грамотность учащихся через овладение орфоэпическим минимумом  5 класса.

Ожидаемые результаты

Личностные:

– формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

Метапредметные:

– умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

– владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

– умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать;

– осознанное использование речевых средств для планирования и регуляции собственной речи; для выражения своих чувств, мыслей и коммуникативных потребностей;

– соблюдение основных языковых норм в устной и письменной речи;

– стремление расширить свою речевую практику, развивать культуру использования русского литературного языка, оценивать свои языковые умения и планировать их совершенствование и развитие;

– умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Предметные:

– совершенствование различных видов устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации);

– обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств для свободного выражения мыслей и чувств в соответствии с ситуацией и стилем общения

– пользование орфоэпическими, орфографическими словарями для определения нормативного написания и произношения слова.

 Ход  урока

Здравствуйте, ребята.
На прошлом уроке мы начали с вами разговор о том, что такое «фонетика», «транскрипция», почему важно уметь правильно произносить слова, каким бывает ударение в русском языке, а также узнали об основных особенностях русского ударения.
Сегодня нам предстоит узнать не только новые термины, но и научиться правильно произносить звуки в отдельных словах и давать им характеристику.

Научиться правильно произносить слова нетрудно. Для этого нам нужно знать, что есть определенные правила произношения тех или иных слов, – нормы. Также эти правила касаются и нормативного ударения. Речь идет о произносительных нормах.  Конечно, есть особый раздел лингвистики, который изучает эти правила (экран):

Orthos [орфос] – от греч. «правильный», epos [эпос] – от греч. «речь». 

Прочитали транскрипцию двух слов? Сложите оба слова и у вас получится название раздела науки о языке, изучающем нормативное произношение слов и ударение в них, – ОРФОЭПИЯ.

Проверить верность произношения слова и постановки в нем ударения можно по ОРФОЭПИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ (экран).

Что же мы должны помнить о произношении тех или иных звуков?

Мы уже знаем, что все гласные ударные звуки будут звучать чётко, если окажутся в ударном слоге: а - [а], о - [о], у - [у], и - [и], э - [э], ы – [ы].
Безударный гласный звук произносится менее отчетливо, качество его звучания зависит от того, в каком слоге по отношению к ударному он находится. Рассмотрите внимательно таблицу (экран):

Предударный слог
 (первый слог перед ударением)

буква

звук

О, А

близкий к [а]

Е, Я

близкий к [и] или [иэ] - с оттенком э

Остальные безударные слоги

позиция

звук

После твердых согласных

[ъ], близкий к [ы]

После мягких согласных

[ь], близкий к [и]

и – [и]; ы - [ы]; у - [у]

 

 Выполним орфоэпический разбор некоторых слов (для удобства разделим на слоги, чтобы видеть позиции безударных слогов по отношению к ударному):

мо/ло/кО – [мъ/ла/кО]

пе/ре/хОд – [п,ь/р,иэ/хОт]

пе/ре/лЁт – [п,ь/р,иэ/л,От]

ор/фо/Э/пи/я (нельзя: орфоэпИя) – [ър/фа/Э/п,и/j,ь]

о/пЕ/ка (нельзя: опёка) – [а/п’Э/къ]

 Произношение согласных звуков подчиняется своим законам (экран, комментарий учителя):

Процесс

Позиция / норма

Пример

Озвончение глухого согласного

позиция перед звонким согласным

Косьба (косить) – ко[з,]ба

Оглушение звонкого согласного

позиция перед глухим согласным
на конце слова

встреча – [ф]стреча

глаз – гла[с]

Сочетание букв ЧН

чн – норма [ч,н]

 

конечный - коне[ч,н]ый
облачный - обла[ч,н]ый

чн – норма [шн],
чт – [шт]

яичница – яи[шн]ица
скворечник – скворе[шн]ик
конечно – коне[шн
что – [шт
чтобы – [шт]обы
НО! нЕ[ч'т]о, ни[шт]О

Сочетание букв СШ, ЗШ

[[]ш]

бесшумный – бе[ []ш]умный
с шумом – [[]ш]умом

Сочетание букв СЩ, СЧ, ЗЩ

[[]щ,]

счет – [[]щ,]ет

Сочетание букв СЖ, ЗЖ

[ []ж ]

сжечь - [[]ж]ечь

Сочетание букв ТС, ДС, ТЬС,
ТЦ, ДЦ

[ []ц ]

спрятаться – спрята[[]ца]
молодцы – моло[[]ц

Важно помнить: при проведении орфоэпического или фонетического разборов необходимо обращаться к орфоэпическому словарю! Выполним орфоэпический разбор некоторых слов:

1) шинЕль (нельзя: ши[нЭ]ль) – ши[н' Э]ль; 

2) бассейн (ударение падает на следующий слог после удвоенного согласного) – ба[c']Эйн   и   ба[с]Эйн (нет долгого звука); 

3) францУзский – францУ[[]с]кий; 

4) масса – мА[[]с]ъ (ударение падает на слог перед удвоенным согласным – показываем долготу звука).

Итак, сегодня мы познакомились с новым термином «орфоэпия», узнали его значение, убедились в том, что произносить слова нужно с учетом норм произношения, которые зафиксированы в орфоэпическом словаре.
До встречи на следующем уроке!

  Дополнительная информация

Рекомендуемые упражнения:
Выполним орфоэпический разбор некоторых слов:

1) шинЕль (нельзя: ши[нЭ]ль) – ши[н' Э]ль;

2) бассейн (ударение падает на следующий слог после удвоенного согласного) –  ба[c' ]Эйн   и   ба[с]Эйн (нет долгого звука);

3) францУзский – францУ[]]кий; 

4) масса – мА[[]с]ъ (ударение падает на слог перед удвоенным согласным – показываем долготу звука).