Естествознание. 11 класс

Урок 3. Человек и техника в современном мире

Научно-технический прогресс
Цели и задачи

Цель:

- обобщить знания о развитии технического прогресса.

Задачи:

- осознать смысл понятий «технофобия», «бионика»;

- анализировать влияние научно-технического прогресса на современного человека;

- выделять взаимосвязь развития современной науки и техники.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

- что понимают под терминами «технофобия», «бионика», «научно-техническая революция»;

- каковы  характерные черты и составные части научно-технической революции;

мы научимся:

- анализировать влияние научно-технического прогресса на современного человека;

мы сможем:

- выделять взаимосвязь развития современной науки и техники.

Идеи природы, заимствованные человеком для разработки технических устройств

Демокрит еще в IV веке до н.э. говорил, что «от животных мы научились важнейшим делам, а именно, мы ученики паука, подражая ему в ткацком и портняжном ремеслах, мы ученики ласточек в построении жилищ, и певчих птиц- в пении».

В середине XX века шверцарский инженер Жорже де Местраль, изучив под микроскопом строение семян лопуха, застрявших в шерсти его собаки, изобрел застежку-липучку, которая представляет собой пару текстильных лент, на одной из которых размещены микропетли (имитируют шерсть или ткань), на другой — микрокрючки (соцветие лопуха). При соприкосновении двух лент микрокрючки и микропетли зацепляются, и одна лента «прилипает» к другой.

  1. Какие вы можете привести еще примеры, отражающие идеи природы (форму, структуру, функцию или принцип), заимствованные человеком для разработки технических устройств?
  2. Что общего между:
  • лапами лягушек-древолазов и автомобильными шинами?
  • Эйфелевой башней и берцовой костью?
  • технологией наращивания ногтей и принципом построения морских губок?

Запишите свои гипотезы в тетрадь, и в конце урока сравните, насколько были верны ваши предположения.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6