География. 10 класс

Урок 8. Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №8 «Демографические проблемы и проблемы национального самоопределения»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Проблемы, связанные с миграциями населения.
  • Проблемы, связанные с неравномерным размещением населения.
  • Проблемы городского и сельского населения, половозрастной структуры населения и трудовых ресурсов, этнического и религиозного состава населения.
  • Взаимосвязь демографической проблемы с проблемой мира и разоружения.

Глоссарий по теме: демография, демографический кризис, демографический взрыв, многонациональное государство, демографические проблемы, демографическая политика, проблема национального самоопределения.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Для того, чтобы вычленить демографические проблемы и проблемы национального самоопределения, воспользуемся следующим планом:

1. Численность населения. Воспроизводство населения.

2. Миграции населения.

3. Размещение населения.

4. Структура населения:

- городское и сельское;

- половозрастной состав и трудовые ресурсы;

- этнический состав и религиозный состав.

Численный состав населения. Воспроизводство населения

Во второй половине ХХ века на планете произошёл «демографический взрыв» – резкое увеличение численности населения за счёт развивающихся стран. Успехи медицины позволили резко снизить смертность во всех возрастных группах. Рождаемость же либо осталась на неизменном уровне, либо снизилась, но не в такой степени, как смертность. В настоящее время темпы роста населения снижаются практически во всех странах мира. Мы живём в эпоху затухания демографического взрыва.

Для стран с I типом воспроизводства населения характерны низкая рождаемость и низкая смертность. Возникает проблема дефицита трудовых ресурсов, которая решается за счёт повышения производительности труда и привлечения мигрантов. Использование мигрантов в производственном процессе вызывает социальные проблемы в государстве.

Для стран со II типом воспроизводства населения дети составляют значительную часть населения. Взрослых относительно мало, так как смертность в этих странах значительно выше, чем в развитых странах. В результате возникает острая нехватка людей, способных полноценно трудиться. Стремительный рост населения означает, что из года в год стране необходимо производить всё больше и больше необходимой для жизни продукции. Но слаборазвитая экономика не может обеспечить нормальную жизнь даже имеющемуся населению.

Демографический взрыв приводит к жилищной, продовольственной, транспортной, экологической проблемам. Сложность есть в развитии образования, в медицине.

Демографическая политика, которая проводится в странах с разными типами воспроизводства населения, по мнению демографов, приведёт к сокращению темпов его прироста.

Миграции населения. Внутренние миграции

Проблема внутренних миграций возникла в ряде стран Европы после распада СССР, в России и других странах СНГ. Если в 30-60-х годах в России поощрялись трудовые миграции для освоения Севера нашей страны и Дальнего Востока, то в конце ХХ – начале ХХI века осуществлялся значительный отток населения (детей и пожилых людей) из этих регионов в районы главной полосы размещения населения.

Миграции населения. Внешние миграции

Большие проблемы возникают в связи с миграциями населения. Основная причина миграций – экономическая. С ней тесно связана и политическая. Особенно они проявились в середине 10-20-х годов ХХI века из регионов Зарубежной Азии и Северной Африки в страны Европы. В европейских странах возникли межэтнические проблемы, проблемы терроризма, возникла реальная угроза разрушения многовековых культурных устоев.

Мигранты испытывают жилищные, языковые проблемы, проблемы трудоустройства. Во многих странах мира образуются этнические диаспоры, которые отчасти решают проблемы культуры.

Размещение населения

Вследствие миграционных процессов изменяется рисунок плотности населения. Отдельные регионы России и ряда стран мира заселены слишком редко, что создаёт реальную угрозу национальной безопасности страны. Другие регионы, наоборот, заселены более плотно, что вызывает социальные проблемы.

Структура населения: городское и сельское население

Происходят заметные изменения в структуре городского и сельского населения. В настоящее время в мире доля городского населения составила почти 50%. За счёт сокращения сельского населения возникает продовольственная проблема, проблема насыщения рынка экологически чистыми продуктами питания.

Вследствие урбанизации и создания крупных городских агломераций возникают продовольственная, жилищная, транспортная проблемы, проблема обеспеченности работой, экологические проблемы – загрязнение литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы, проблемы шума.

Ликвидация школ в сельской местности в России приводит к ликвидации «малых деревень», соответственно, к социальным проблемам – безработицы, сохранения семьи, образования и т.д.

Структура населения: половозрастной состав и трудовые ресурсы

За счёт непрекращающихся войн – «региональных конфликтов» – сокращается доля мужского населения, соответственно, и численность населения в странах, участвующих в войнах.

Причём в настоящее время «горячие точки» находятся преимущественно в тех регионах, где преобладает мужское население (Афганистан, Юго-Западная Азия). Происходят изменения в половозрастной структуре населения. Сокращается доля трудовых ресурсов.

Структура населения: этнический и религиозный состав

Неоднородность этнического и религиозного состава населения используется определёнными силами для создания межнациональных и межрелигиозных конфликтов. Особенно это проявилось в Югославии, странах Юго-Западной Азии.

Проблема национального самоопределения

Проблема национального самоопределения – одна из важных на современном этапе развития человечества. Возникла она давно, в XVIII-XIX веках, на стадии формирования государств в определённых границах. Но обострилась эта проблема в ряде регионов в настоящее время.

В чём проявляется национальное самоопределение?

«Национальное самоопределение нашло воплощение в образовании национальных государств в Европе, в мирном, добрососедском сожительстве наций в федеративном государстве (Швейцария), в демократическом решении вопроса о выходе нации из состава единого государства и образовании самостоятельного национального государства (отделение Норвегии от Швеции) и т.д.».

Проблема национального самоопределения в конце ХХ века привела к распаду СССР на «суверенные» государства, Чехословакии (на Чехию и Словакию), Югославии. Возникают проблемы экономических, культурных, духовных связей. С другой стороны, произошло объединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики, Йемена и Народной Демократической Республики Йемен.

Самоопределение проявляется и в интеграции государств (например, в ЕС), «в которых совмещается, согласуется, национальный суверенитет с прогрессивными процессами интернационализации и интеграции. Такие образования лучше отвечают интересам национального прогресса, не ущемляя государственного суверенитета наций».

Проблема разоружения и сохранения мира

Демографическая проблема как одна из глобальных проблем человечества тесно связана с проблемой разоружения и сохранения мира. Познание взаимосвязей этих проблем позволит человечеству сохранить планету Земля и себя на планете.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Проблема, наиболее характерная для многонационального государства:

а) сокращение рождаемости;

б) межэтнические конфликты;

в) дефицит трудовых ресурсов;

г) увеличение срока службы в армии.

Успех выполнения подобных заданий – знание теоретического материала, умение пользоваться политической картой.

Ответ: б) межэтнические конфликты.

2. Определите, какие изменения территориальной целостности государства в конце ХХ века произошли в следующих странах:

  • Чехословакия;
  • СССР;
  • Германия;
  • Дания;
  • Югославия.

Ответ:

  • Германия – объединение;
  • Чехословакия – распад;
  • СССР – распад;
  • Югославия – распад;
  • Дания – территориальная целостность государства не изменена.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Гуляева Н. В. География: методическое пособие для абитуриентов естественно-геогр. фак. / Н. Н. Пономарева, Г. М. Позднякова, Н. В. Гуляева, Г. Я. Нечепуренко. – Новосиб. гос. пед. ун-т. – Новосибирск: НГПУ, 2004. – 128 с.
  2. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2008. – 495 с.
  3. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира. – 4-е изд., – М.: Дрофа, 2009. – 480 с.
  4. Максаковский В. П. География. 10-11 кл. Учебник. Базовый уровень. (ФГОС). – М.: Просвещение, 2017. – 416 с. : ил.
  5. Политическая карта мира. География мирового хозяйства: Учебное пособие по географии / И. А. Родионова. – Учеб. центр "Моск. лицей". – М.: Моск. лицей, 1996. – 158 с.
  6. Современная школа. География: Дидактические и развивающие игры 6-11 классы (с применением информационных технологий.) / Автор-составитель И. А. Кугут. – М.: Издательство «Планета», 2011. – 272 с.
  7. Гладкий Ю. Н., Лавров С. Б. Глобальная география. 10-11 классы: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009. – 320 с.
  8. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.1 – 367 с.
  9. Максаковский В. П. Общая экономическая и социальная география: Курс лекций в 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2009. – ч.2 – 525 с.
  10. Сухов В. П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников: пособие для учителя / В. П. Сухов. – Башкирский институт развития образования. – Уфа: БИРО, 2004. – 137 с.
  11. География: пособие для поступающих в вузы / В. Н. Холина, Т. М. Бунакова. – М.: Дрофа, 2004. – 457 с.
  12. Холина В. Н. Социально-экономическая география мира: Справочное пособие / В. Н. Холина, А. С. Наумов, И. А. Родионова. – М.: Дрофа, 2008. – 72 с.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6