Естествознание. 11 класс

Урок 31. Человек как уникальная живая система

Тезаурус

Биологическая система (от греч. bios [биос] жизнь, systia [система] образование, соединение) структурная и функциональная совокупность всех компонентов объектов живой природы, между которыми существуют взаимосвязи и взаимодействие.

Социокультурная среда совокупность культурных ценностей, общепринятых норм, законов, правил, научных данных и технологий («ноу-хау»), которыми располагает социум и человек в социуме для эффективных действий и взаимодействий со всеми компонентами своей жизненной среды.

Организм – это живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению.

Целостность организма т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых: 1) структурным соединением всех частей организма клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма при помощи: а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, humor жидкость), б) нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).

Биологические факторы основные факторы эволюции, являются общими как для человека, так и для остальной живой природы: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы являются специфичными для человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Духовность это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Здоровье это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов.

Влияние внешней среды на организм человека

На организм человека постоянно воздействует природная и социальная среда. Разнообразные факторы внешней среды действуют на организм через органы чувств и нервную систему, которая, объединяя в единое целое организм, регулирует деятельность его внутренней среды, приспосабливает обмен веществ к меняющимся условиям жизни, уравновешивает организм с окружающей его средой. Единство организма и внешней среды составляет основу эволюции животных организмов.Быстро развивающиеся методы изучения геномов в последние годы открыли перед учеными новые удивительные возможности в области изучения древней истории человека и его предков. Сравнение геномов человека и других приматов позволяет выявлять «гены человечности» – те гены, изменения которых сделали нас людьми.

Сравнение уровня активности 907 генов у людей, шимпанзе, орангутанов и макаков-резусов позволило выявить 30 генов, активность которых у человека резко повышена по сравнению с другими приматами, и 19 генов с пониженной активностью. В первой группе оказалось много транскрипционных факторов, то есть генов, функция которых состоит в регуляции активности других генов. Среди генов, активность которых повышена у шимпанзе, транскрипционных факторов гораздо меньше. Очевидно, изменение активности генов-регуляторов сыграло большую роль в эволюции именно человеческой линии.

Человек как часть системы природы

Положение человека в биосфере двояко. Как биологический объект, как часть природы, он входит в глобальный круговорот веществ и тесно зависит от физических факторов среды и связан с нею через питание, дыхание, обмен веществ. Человеческий организм имеет свои приспособительные возможности, которые выработались в ходе биологической эволюции. Его организм, как и организмы других животных, подвержен суточным и сезонным ритмам, реагирует на сезонные изменения окружающей температуры, интенсивности (активности) солнечной радиации.

Однако главной особенностью человека, отличающей его от других видов, является новый способ взаимодействия с природой через создаваемую им культуру. Как мощная социальная система, человечество создаёт на Земле свою, интенсивно развивающуюся культурную среду, передавая от поколения к поколению трудовой и духовный опыт.

Масштабы взаимодействия современного общества с природой определяются в основном небиологическими потребностями человека. Они связаны с непрерывно нарастающим уровнем технического и социального развития.

В результате производственной деятельности человека возник новый процесс обмена веществ и энергии между природой и обществом. Этот обмен носит уже техногенный характер и называется антропогенным или социальным обменом веществ и энергии.

Антропогенный обмен существенно изменяет общепланетарный круговорот веществ, резко ускоряя его. Он отличается от биотического круговорота своей незамкнутостью, носит открытый характер. На входе антропогенного обмена находятся природные ресурсы, а на выходе — производственные и бытовые отходы. Масштабы и скорость антропогенного обмена резко возрастают, вызывая заметные напряжения в биосфере.

Техническая мощь человека достигла масштабов, соизмеримых с биосферными процессами.

В процессе своей деятельности человек постоянно воздействует на экосистему в целом или на ее отдельные звенья. Воздействия человека на экосистемы так интенсивны, что организмы не успевают приспособиться к ним. На уровне отдельной особи происходят необратимые изменения: часть насекомых гибнет из-за ядовитости гербицидов, другие оказываются устойчивыми (толерантными) к ним. У некоторых отмечаются изменения в хромосомах (мутации), влияющие на наследственность.

Таким образом, человек стал в настоящий период главной силой, изменяющей процессы в биосфере. Управлять этими процессами человек только учится. Научно-технический прогресс значительно опередил наши знания законов биосферы, что привело к заметному нарушению биосферного равновесия, превышению возможностей природных систем по самоочищению. Однако, по мнению В.И.Вернадского, формирование человека с его необычайно развитым мозгом, является Наивысшим результатом развития жизни и биосферы на планете. Космическая роль человека заключается в способности познавать законы природы, чтобы предотвратить её разрушение, найти пути разумного использования природных ресурсов и сбалансированного природопользования.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.: с 148 – 150.

Дополнительная литература:

2. Марков А., Ген человечности. [Электронный ресурс] // А Марков/ электронный доступ: http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/612853/brand_id/20898/

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6