Естествознание. 11 класс

Урок 31. Человек как уникальная живая система

Конспект урока

Естествознание, 11 класс

Урок 31. «Человек как уникальная живая система»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Каковы специфические особенности человека как биологического вида?
  • Что характеризует организм человека как биологическую систему?
  • В чём заключается уникальность феномена «человек»?

Глоссарий по теме:

Социокультурная среда – совокупность культурных ценностей, общепринятых норм, законов, правил, научных данных и технологий («ноу-хау»), которыми располагает социум и человек в социуме для эффективных действий и взаимодействий со всеми компонентами своей жизненной среды.

Организм – это живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению.

Целостность организма – т. е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых: 1) структурным соединением всех частей организма клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма при помощи: а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах (гуморальная связь, humor — жидкость), б) нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).

Биологические факторы – основные факторы эволюции, являются общими как для человека, так и для остальной живой природы: мутационный процесс, популяционные волны, дрейф генов, изоляция, естественный отбор.

Социальные факторы – являются специфичными для человека: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

Духовность – это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

Здоровье - это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Естествознание. 11 класс [Текст]: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / И.Ю. Алексашина, К.В. Галактионов, И.С. Дмитриев, А.В. Ляпцев и др. / под ред. И.Ю. Алексашиной. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2017.: с 148 – 150.

Электронные ресурсы:

Марков А., Ген человечности. [Электронный ресурс] // А Марков/ электронный доступ:

http://tvkultura.ru/anons/show/episode_id/612853/brand_id/20898/

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек в мире живой природы. Все современные люди относятся к виду человек разумный (Homo sapiens). Видовая общность основана на схожести социо-психического развития, возможности свободного скрещивания, генотипическом родстве. Человек, как представитель живого обладает всеми признаками, т.е. растёт, размножается, обменивается веществом и энергией с окружающей средой и др., а также он подчиняется основным закономерностям развития и функционирования биологических систем.

Эволюционное становление человека, как биологического существа обусловлено биологическими факторами. Однако примерно 50 тысяч лет назад, человек выходит из определяющего влияния биологических факторов и определяющую роль стали играть социальные факторы.

Организм человека как биологическая система. Человеческий организм представляет многоуровневую биологическую систему. Это означает, что он обладает внутренним единством структурной, функциональной, психической, поведенческой организации.

Организм человека имеет такое количество структурных элементов, которое необходимо для поддержания устойчивости и способности к развитию. Разные части организма выполняют свою специализированную функцию. При этом все структурно-функциональные составляющие организма образуют интегративное единство, при котором прямо или косвенно существует постоянная взаимосвязь. Самостоятельное существование каждой из них вне организма невозможно. Другими словами, организм человека обладает целостностью. Эта целостность поддерживается постоянным потребностью человека в воде, кислороде, пище и пр. источником которых служит окружающая среда.

При всей схожести структурно-функциональной организации с другими животными, человеческий организм обладает принципиальными отличиями. Так нервная система и мозг человека функционально более высокоорганизован, что позволяет ему выполнять интегративные и координирующие функции. По соотношению с общей массой тела, головной мозг человека, является самым большим в животном мире (1/46).

Переход к истинному прямохождению обусловило структурные и функциональной перестройке опорно-двигательного аппарата. Освобождение верхних конечностей привело к чрезвычайной подвижности кистей.

Способность к обучению на протяжении всей жизни позволяет передавать из поколения в поколения полезные навыки и опыт, что значительно повышает приспособленность к меняющимся условиям среды путём изменения поведения.

Развитие интеллектуальных способностей, абстрактное мышление, речь, способность к трудовой деятельности, позволило научиться противостоять неблагоприятным воздействиям внешней среды, в результате эволюция человека стала определяться не только биологическими факторами.

Уникальность феномена «человек». Формирование человека неразрывно связано с человеческим обществом. По мере становления человеческого общества возникла особая форма связи между поколения в виде преемственности материальной и духовной культуры. В результате человек развивается и сам формирует социокультурную среду – свою «среду обитания». Благодаря способности к обучению, каждый человек может использовать этот опыт. Современный человек как социальное существо развивается гораздо быстрее, чем как существо биологическое.

При этом, стоит отметить, что не существует каких-то специальных «генов человечности». Исследования показывают, что отличия человека разумного от животных связано скорее не с появлением в ходе мутаций новых генов, а изменением регуляция их работы. Также неотъемлемой характеристикой человека, отличающей его от животных, является духовность. Суть которой заключается в способности к восприятию нематериальных ценностей. Человек, адаптированный к социальной среде, руководствуется в своих поступках и решениях не только социальными и юридическими законами, но и нормами морали и нравственности, которые отражают личные ценности человека. Источником духовно-нравственных ориентиров для развития человека является создаваемая человечеством культура в широком смысле: наука, литература, философия, различные виды искусства и др.

Функционирование человека как биосоциальной системы, таким образом, определяется не только физическим, психическим, но и духовным здоровьем.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1. Выберите один ответ.

Все современное человечество принадлежит к одному виду - homo ......

  • habilis;
  • erectus;
  • sapiens;

Ответ: sapiens

Пояснение: H. habilis – человек умелый, H. erectus – человек прямоходящий предшественники человека

Задание 2. Выделите цветом правильный ответ.

Целостность организма обеспечивается:

  1. автономностью частей организма;
  2. структурным соединением всех частей организма клеток, тканей, органов, жидкостей и др.);

3) связью всех частей организма при помощи гуморальной связи;

4) связью всех частей организма при помощи гуморальной связи и нервная регуляции;

5) правильного ответа нет.

Ответ:

1) автономностью частей организма;

2) структурным соединением всех частей организма клеток, тканей, органов, жидкостей и др.);

3) связью всех частей организма при помощи гуморальной связи;

4) связью всех частей организма при помощи гуморальной связи и нервная регуляции;

5) правильного ответа нет.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6