Естествознание. 11 класс

Урок 31. Человек как уникальная живая система

Кто такой человек?

Человек как уникальная живая система

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Человеку, как биологической системе, присущи все проявления жизнедеятельности и их закономерности.

Эволюция человека существенно отличается от эволюции животных снижением роли биологических факторов и выдвижением на первый план социальных.

Человек как живая система, представляет собой ЕДИНСТВО биологического, социального и духовного, наследственного и прижизненно приобретённого – в этом заключается его уникальность.

Человек как уникальная живая система

Целостность организма

Только благодаря своей целостности организм обладает совокупностью основных жизненных свойств, отличающих его от неживой материи. К ним относятся: 1) постоянный обмен веществ и энергии с окружающей средой и внутри самого организма, характеризующийся самообновлением; 2) движение; 3) рост и развитие; 4) размножение; 5) изменчивость; 6) наследственность; 7) приспособляемость к условиям существования. Саморазвитие, самовоспроизведение и самоуправление, являясь основными свойствами организма как целостной биологической системы, обеспечиваются внутренними процессами взаимодействия между частями и целым, между целым (организмом) и окружающей его средой.

В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию).

В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые. Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, постоянно поступающих в клетки и ткани извне. Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т. д.), в том числе и ассимиляция.

В процессе жизнедеятельности организма, в основе которой лежит обмен веществ, устанавливается тесная связь и взаимодействие между различными органами и системами органов. Рассмотрим это положение на примере скелетной мышцы. В мышце, как и в других органах, происходит обмен веществ. Поэтому необходимо постоянное поступление питательных веществ и кислорода, которые доставляются кровью по кровеносным сосудам. В свою очередь в кровь эти питательные вещества поступают из пищеварительной системы, а кислород – из дыхательной системы (через лёгкие). Образующиеся в процессе обмена продукты распада из мышц поступают в кровь, доставляются в органы выделения и через них выводятся наружу. Движение крови по сосудам происходит благодаря сокращениям сердца, работа которого, как и других органов регулируется нервной системой и т. д.

Взаимосвязь между различными системами органов проявляется в согласованном изменении их деятельности. Усиление деятельности одного органа или системы органов сопровождается изменениями и в других системах. Так, во время физической работы резко возрастает обмен веществ в мышцах, что приводит к согласованному изменению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем органов.

Зависимость между отдельными органами и всем организмом выявляется при заболеваниях. Патологические изменения в том или ином органе отражаются на других системах органов. Из принципа целостности организма вытекает положение о том, что заболевания различных органов нужно рассматривать не только как местное нарушение, а как болезненное состояние всего организма.

Целостность организма, т.е. его объединение (интегрирование), обеспечивается, во-первых: 1) структурным соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.); 2) связью всех частей организма при помощи: а) жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах, б) нервной системы, которая регулирует все процессы организма (нервная регуляция).

Нервная и гуморальная регуляция функций организма взаимосвязаны. На функциональное состояние нервной системы оказывают влияние активные химические вещества, циркулирующие в крови, например гормоны (от греч. «гормано» — побуждать). Но образование гормонов железами внутренней секреции и выделение их в кровь осуществляется под контролирующим влиянием нервной системы. В связи с этим следует говорить об едином механизме нервно-гуморальной регуляции функций организма.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6