Естествознание. 11 класс

Урок 31. Человек как уникальная живая система

Эволюция человека

Подчеркните два верных утверждения.

  1. Следствием перехода человека к прямохождению стало освоение разных климатических зон обитания
  2. Эволюция человека связана с биологическими и социальными факторами
  3. Организм человека представляет собой пример замкнутой системы
  4. Человек как биологическая система обменивается веществом, энергией и информацией с окружающей средой
Особенности человечества

Заполните пропуски в тексте.

Речь идёт о понятиях, представленных в тезаурусе к уроку.

– это живая биологическая целостная система, обладающая способностью к самовоспроизведению, саморазвитию и самоуправлению.

это общекультурный феномен, который вмещает в себя не только абстрактно-теоретические ценности и идеалы, но и поступки по совести, истины и красоты.

это нормальная жизнедеятельность организма, возможность свободного выполнения человеком всех своих обязанностей, а также осуществления его интересов.

Организм
Духовность
Здоровье
Биологические и социальные факторы эволюции

Распределите факторы по группам: биологические и социальные факторы эволюции.

Вспомните принципиальные отличия между эволюцией человека и животных.

Биологические факторы

Социальные факторы

Мутационный процесс
Популяционные волны
Дрейф генов
Изоляция
Естественный отбор
Трудовая деятельность
Общественный образ жизни
Речь
Мышление
Человек как живая система

Выделите мышкой 4 слова, связанных с темой «Человек как живая система».

Все слова связаны с организмом человека как биологической системой.
Факторы, не являющиеся основными

Заполните пропуски в тексте. Для этого наберите пропущенные слова на клавиатуре компьютера.

Вспомните характеристику, существенно отделяющую человека от животных.

факторы для человека не является основными. Человек – уникальная живая система, т. к. представляет собой триединство биологического, социального и .

Человек как уникальная живая система

Решите кроссворд.

Кроссворд посвящён основным понятиям темы урока.
Отличительные особенности человека

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждой системе органов человека соответствовала отличительная особенность человека.

Одна из характеристик свойственна для других животных.
Человек как система

Продолжите предложения, выбрав правильные варианты ответа из выпадающего меню.

Обратите внимание, что каждое суждение отражает отдельную характеристику человека как системы.

Человек как живой организм .

Как обладающий сознательной психикой, .

Человек – уникальная живая система, т. к. .

Уникальность феномена «Человек»

Выделите мышкой 5 слов, связанных с темой «Человек как уникальная живая система».

Все слова связаны с терминами, описывающими уникальность феномена «Человек».
Отличительные особенности человека

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждой отличительной особенности человека соответствовала система органов человека.

Элементы имеют только одну пару-соответствие.
Особенности человека

Ответьте на вопросы и узнайте какой из биологических факторов эволюции практически полностью утратил своё значение для человека сегодня.

Человек как система

Заполните пропуск в тексте, выбрав правильный вариант ответа из выпадающего меню.

Сложные биологические системы, например организм человека, являются совокупностью биологических систем низшего ранга, взаимодействующих между собой. Именно их взаимодействие и определяет такие свойства организма, как целостность и способность к саморегуляции. Эти признаки являются общими с биологическими системами других многоклеточных живых существ: растениями, животными.

Человек представляет собой самоорганизующуюся биологическую систему.

Изолированность человека от других биосистем

Оцените цепочку умозаключений на вопрос: может ли организм человека существовать изолированно от других биосистем. Найдите ошибки и вычеркните их.

  1. Биологическая система – структурная и функциональная совокупность всех компонентов объектов живой природы, между которыми существуют взаимосвязи и взаимодействие
  2. Каждая из биологических систем состоит из определённых подсистем – элементарных частиц
  3. Все составляющие биологических систем взаимодействуют между собой структурно и функционально, образуя целостную систему
  4. Биологические системы связаны с окружающей средой, что обусловливает необходимость систем приспосабливаться к различным внешним воздействиям
  5. Развитие биологических систем связано с факторами окружающей среды
  6. Организм человека является сложной биологической системой, в которой различают подсистемы различных уровней структурной организации
  7. Организм человека как саморегулирующаяся система не зависит от факторов внешней среды
  8. Человек – биологическая система, с которой связано существование социальных систем, в частности, общества, класса, социальной группы и т. п.
  9. Человек часть биологической системы более высокого уровня
  10. Человек не может существовать изолированно от других экосистем
Системы органов человека

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждой системе органов человека соответствовало описание.

Вспомните, основное функциональное назначение органов и систем органов человека.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6