География. 11 класс

Урок 5. Зарубежная Азия. Комплексная характеристика стран (Япония, Индия, Китай)

Зарубежная Азия. Комплексная характеристика стран (Япония, Индия, Китай)
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

На уроке мы узнали:

Индия – один из крупнейших поставщиков угля, марганцевой и железной руд на мировом рынке. Развиты чёрная металлургия, тяжёлое и транспортное машиностроение, производство электрооборудования, бытовой электроники и химикатов.

Япония – одна из самых технологически и социально развитых стран мира. Она занимает ведущие позиции по производству автомобилей, судов, в станкостроении, производстве бытовой электроники, промышленных роботов, производстве стали, электроэнергии, цемента, нефтепереработке.

Китай занимает первое место в мире по объёмам и разнообразию сельскохозяйственной продукции. Каждый год в Китае собирают более 500 миллионов тонн риса, пшеницы и кукурузы, здесь развито разведение свиней.

Транспортная система Китая, Японии, Индии

Китай

В стране с такой большой территорией, с таким огромным населением и с таким разнообразием природных и социально-экономических условий, как в Китае, роль транспортных связей особенно значительна.

Тем не менее, при своём образовании в 1949 г. Китайская Народная Республика получила в наследство от старого Китая слаборазвитую транспортную систему. Общая протяжённость транспортной сети составляла всего 177 тыс. км. В стране не было ни одного трубопровода, ни одной линии воздушных сообщений. Транспортная сеть отличалась малой пропускной способностью и крайней технической отсталостью, транспортный парк был устаревшим. Всё это не могло не тормозить развитие экономики, внутрирайонного, межрайонного, да и международного разделения труда. К тому же между уровнями развития транспорта в приморских и глубинных районах существовал очень большой разрыв.

За полвека с небольшим существования КНР в области транспорта произошли радикальные перемены. Приоритетное внимание государства к этой отрасли привело к тому, что количественные показатели, характеризующие большинство её подотраслей и тем самым как бы определяющие масштабы транспортной системы страны, возросли во много раз.

Железнодорожный транспорт обслуживает перевозки таких массовых грузов, как уголь, руды, строительные материалы, на дальние и средние расстояния, а также перевозит более 1/3 всех пассажиров. Автомобильный транспорт постепенно завоёвывает всё более важные позиции в пассажироперевозках, но уже берёт на себя и значительную часть грузооборота. Внутренний водный транспорт, как и железнодорожный, обслуживает главным образом перевозки массовых грузов. Морской же транспорт обеспечивает, в первую очередь, внешнеторговые связи страны. В составе морского флота преобладают различные типы сухогрузных судов, тогда как на долю танкеров приходится лишь 15% тоннажа – значительно меньше, чем в мировом флоте. Основная функция воздушного транспорта, как и в других странах, заключается в перевозке пассажиров на средние и тем более дальние расстояния.

Япония

В Японии хорошо развиты все виды транспорта, за исключением внутреннего водного и трубопроводного.

Япония - страна с одной из самых развитых транспортных инфраструктур в мире. Транспортной системе Японии может позавидовать любая развитая страна мира. Все виды транспорта в Японии безупречно организованы, а сеть шоссейных дорог принадлежит к числу наиболее высокоразвитых на планете.

Скоростные автотрассы - одно из важнейших звеньев транспортной системы Японии. В Японии 1,1 миллиона километров дорог, и на один квадратный километр площади приходится почти три километра дорог, что примерно в два раза больше, чем во Франции или Великобритании, и в четыре с половиной раза больше, чем в Соединённых Штатах.

В Японии очень эффективным транспортным средством являются железные дороги. Поезда ходят согласно жёсткому расписанию и всегда прибывают вовремя. В стране действует сеть скоростных железных дорог "Синкансэн" общей протяжённостью 1850 км, поезда развивают скорость до 300 км/ч. Синкансэн связывает самые крупные города Японии – от Хаката на Кюсю до Мориока на севере Хонсю. Этот поезд может развивать скорость до 270 километров в час. Чтобы покрыть расстояние в 552,6 километра между станциями Токио и Син-Осака, ему требуется всего лишь два с половиной часа. По линиям Синкансэн, называемым Токайдо и Санъё, каждый день проходит 400 междугородных поездов. По линиям Тохоку и Ямагата ежедневно выполняется 159 междугородных поездок, а линия Дзёэтцу пропускает за день 217 междугородных поездов.

Помимо сверхскоростных поездов, напряжённо функционирует сеть пригородных поездов и метрополитена со своими линиями, сложно переплетающимися внутри и за пределами крупных городов. Каждый день токийским метро пользуются более девяти миллионов человек.

В Японии множество международных аэропортов, и каждую неделю между Японией и другими странами совершается в среднем 1681 международный рейс. Многочисленные внутренние аэропорты тоже загружены - каждый день на них садится в среднем 1857 самолётов. Поскольку Япония - островное государство, эти аэропорты играют особенно важную роль, связывая все части Японии с остальным миром.

Индия

Среди развивающихся стран Индия выделяется сравнительно развитой транспортной сетью. Многие дороги были построены ещё при колониальном режиме.

Во внутренних перевозках главную роль играют железные дороги, протяжённость которых - свыше 60 тыс. км. На железные дороги приходится 55% наземных грузовых перевозок Индии, что составляет 800 тыс. т грузов и 9 млн. пассажиров ежедневно. По объёму грузоперевозок Индия занимает 5-е место в мире. Главные магистрали проходят вдоль долины Ганга, а также вдоль морских побережий. От крупных городов (Мумбаи (Бомбей), Калькутта, Мадрас, Дели) проложены железнодорожные магистрали вглубь страны (двухпутные, с широкой колеёй железные дороги). Но состояние дорожной сети и подвижного состава зачастую неудовлетворительное вследствие длительного использования, нехватки средств на реконструкцию. Отмечается большой объём перевозки грузов и пассажиров.

Национальные автострады соединяют между собой крупные города и часто дублируют железные дороги. Автомобильный транспорт занимает во внутренних перевозках второе место. Общая протяжённость автомобильных дорог Индии – 1970 тыс. км. В том числе дорог с твёрдым, так называемым «всепогодным» покрытием составляет 960 тыс. км. Однако выход к таким дорогам имеют лишь около 1/3 населённых пунктов Индии. Большинство индийских дорог, особенно в глубинке, - грунтовые. В сезон дождей они становятся труднопроходимыми, и тысячи индийских деревень оказываются тогда отрезанными от внешнего мира.

Речной транспорт большого хозяйственного значения не имеет. Протяжённость внутренних водных путей составляет 16180 км. Внешнеторговые перевозки в основном выполняет морской транспорт. Растёт роль отечественного торгового флота. Крупнейшие морские порты – Мумбаи (Бомбей), Калькутта, Мадрас. Индия располагает 736 судами морского торгового флота общей вместимостью 6,5 млн. т. Однако 62,9% морских грузовых перевозок страны осуществляется иностранными судами.

Региональное деление стран Азии

Распределите страны согласно их местоположению по частям Зарубежной Азии.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6