Литература. 10 класс

Урок 26. Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 26

Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Биография писателя;
  2. Художественное своеобразие повести «Очарованный странник»;
  3. Черты характера главного героя.

Глоссарий

Духовный поиск — это поиск того, что важно для способностей и внутреннего мира человека, поиск самого себя.

Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Олицетворение — средство изображения неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Повесть — произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета, ограниченное минимумом сюжетных линий.

Праведник — человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь религии.

Просторечия — слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения, не входящие в норму литературной речи, характеризующиеся оттенком упрощения, сниженности, грубоватости, часто используемые в литературных произведениях и разговорной речи как экспрессивные элементы.

Сравнение — это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

Странник — человек, отправившийся пешком на богомолье.

Фразеологизм, фразеологический оборот — устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к идиоматическому.

Эпизод — составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное повествовательное значение.

Литература по теме

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

Дыханова Б. С. Запечатлённый ангел и Очарованный странник Н. С. Лескова. М.: Художественная литература, 1980. — 174 с.

Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, II полугодие. Изд. 2-е, испр. и дополн. М: ВАКО, 2002.— 368 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Николай Семёнович Лесков — один из крупнейших русских писателей, гений которого долгое время не был признан. В своих произведениях он воплотил «целый мир невиданной красоты, неповторимых образов, сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет — и сладко, и горько, и нежно, и дымно». Писатель был убеждён, что книги должны «не только занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям».

Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии, от этого названия и произошла родовая фамилия.

Отец писателя, Семён Дмитриевич Лесков, служил заседателем Орловской палаты уголовного суда. В семье было пятеро детей, Николай — старший ребёнок.

Детство писателя проходит в Орле, а в 1839 году семья переезжает в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы. Там Лесков знакомится с нравами простого народа.

Учёба даётся Николаю тяжело. В результате пяти лет в Орловской гимназии ему удаётся получить свидетельство лишь об окончании двух классов. Сам он говорит: «В науках далеко не зашёлся». Биографы винят в этом систему образования тех времён.

Официально началом творчества Лескова считают 1860 год. В 1859-1860 годах в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в киевском издании «Современная медицина» выходят несколько заметок и несколько статей автора.

В 1870–1880 появляются романы «Соборяне» и «Захудалый род», в которых основной становится национальная и историческая проблематика. Также в это время выходит цикл рассказов о русских праведниках. Кроме того, автор пишет повести «Островитяне», «Очарованный странник» и «Запечатлённый ангел», в которых рассматривает религиозные и философские вопросы.

Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых праведникам земли русской, возникает у Лескова после спора с писателем Писемским, который считал, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание друга и собрата по перу поражает Лескова. Так возникают очерки и рассказы «Левша», «Запечатлённый ангел», «Очарованный странник», где главные герои — благородные люди с неповторимыми судьбами.

В центре повести «Очарованный странник» — жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Впервые мы встречаем его в качестве пассажира корабля, плывущего к Валааму. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…»

Из дальнейшего повествования нам становится известна жизнь этого человека. Он родился «в крепостном звании» и происходил из дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери «молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу.

Иван Флягин виновен в смерти монаха и цыганки. Герой страдает – «страждет». И перед нами своеобразное, художественное переосмысленное житие грешника, который становится праведником. Какова связь героя повести и сказочных, былинных богатырей? Любой сказочный богатырь или реальный странник рано или поздно встаёт перед выбором жизненного пути. Каждый из них, как правило, выбирает самый сложный и тернистый. Перед Иваном Флягиным также стоит этот выбор. Умирающий старец предсказывает ему: «А вот... тебе знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдёшь в чернецы». В конце повести Иван становится монахом.

Символическое отражение духовного роста персонажа является и смена его имён. «Голован» – прозвище в детстве и юности; «Иван» – так зовут его татары, под чужим именем Пётр Сердюков служит он на Кавказе (уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя). И, наконец, ставши иноком, зовётся «отец Измаил».

Лесков видит свою задачу в поиске положительного героя, в «оправдании Руси». Его праведники – обычные люди. Их отличает душевная щедрость, способность всегда прийти на помощь, любовь к Родине. «Очарованный странник» раскрывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и благоразумия, в трудном познании героем самого себя.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

1. Единичный выбор.

Укажите, где родился Н.С.Лесков:

с. Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы

с. Горохово Орловского уезда

г.Санкт-Петербург

г. Орёл

Правильный ответ:

с.Горохово Орловского уезда

Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать, там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии происходил из духовенства: дед и прадед были священниками в селе Леска Орловской губернии, от этого названия и произошла родовая фамилия.

2. Единичный выбор.

Какое имя получает Иван Флягин, став монахом?

Отец Измаил

Отец Иоанн

Отец Зосима

Правильный вариант:

Отец Измаил

Символическое отражение духовного роста персонажа является и смена его имён. «Голован» – прозвище в детстве и юности; «Иван» – так зовут его татары, под чужим именем Пётр Сердюков служит он на Кавказе (уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя). И, наконец, ставши иноком, зовётся «отец Измаил».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6