Литература. 10 класс

Урок 25. Любовная лирика Фета

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 25

Любовная лирика Фета

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме

1. Влияние личной жизни поэта на образную структуру стихотворений;

2. Художественный мир в поэзии Фета.

Тезаурус

«Чистое искусство» — теория, которая утверждала, что искусство и литература не должны выполнять социальных задач, а должны служить лишь для эстетического наслаждения прекрасным.

Ассонанс — это многократное повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков.

Эпитет — определение при слове, влияющее на его выразительность.

Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Оксюморон — это фигура, основанная на сочетании противоположных по значению слов с целью необычного, впечатляющего выражения какого-либо нового понятия, представления.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 431 с.

2. Тютчев Ф. Сочинения в двух томах. М.: Правда, 1980. — 382 с.

Дополнительная литература:

1. Маранцман В. Г. Литература 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1. М.: Просвещение, 2009г. — 383 с.

2. Сахаров В. И., Зинин С. А. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1. М.: Русское слово, 2012. — 364 с.

Электронные ресурсы:

1. Юношеская любовь, пронесённая сквозь годы. «Культура.РФ»: сайт о культуре России. https://www.culture.ru/materials/51956/yunosheskaya-lyubov-pronesennaya-skvoz-gody (дата обращения 18.08.2018).

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В 1878 году Афанасий Фет написал стихотворение «Alter ego». В нём есть такие слова:

У любви есть слова, те слова не умрут.

Нас с тобой ожидает особенный суд;

Он сумеет нас сразу в толпе различить,

И мы вместе придём, нас нельзя разлучить!

Это стихотворение о любви написано поэтом в зрелом возрасте. В нём он придаётся воспоминаниям о трагически погибшей возлюбленной Марии Лазич. И даже спустя годы Фет чувствует её присутствие и думает о ней.

Любовь — одна из вечных тем. И чем бы ни закончились отношения, она оставляет след в сердцах навсегда.

Какой была любовь в душе Фета? Какие слова о любви не умрут?

Множество стихотворений посвящены Марии Лазич, поэт пронёс её воздушный образ через всё своё творчество. Красивая, умная, прекрасная пианистка Мария нежно и страстно любила Фета. В своих мемуарах он называл её Еленой Лариной, дав ей фамилию героини Пушкина и греческое имя, означающее «факел», «светоч». Так он писал о ней: «Меньшая Ларина Елена... мало участвовала в шумном веселье подруг и, будучи великолепной музыкантшей, предпочитала играть на рояле для танцующих. Большого роста, стройная брюнетка, она далеко уступала лицом своей сестре, но зато превосходила её необычайною роскошью чёрных с сизым отливом волос… Только после некоторого продолжительного знакомства с Еленой, я узнал, что она почти с детства любила мои стихотворения. Не подлежало сомнению, что она давно поняла задушевный трепет, с каким я вступал в симпатичную её атмосферу. Понял и я, что слова и молчание в этом случае равно значительны… Казалось, что могли бы мы приносить с собою из наших пустынь? А между тем мы не успевали наговориться. Бывало, все разойдутся по своим местам, и время уже за полночь, а мы при тусклом свете цветного фонаря продолжаем сидеть в алькове на диване. Никогда мы не проговаривались о наших взаимных чувствах. Да это было бы совершенно излишне».

Но счастье оказалось коротким… Девушка была дочерью бедного помещика, а Фет искал богатую невесту. Их отношения закончились, она трагически погибла при пожаре. Фет женился на другой, но душевная боль так и не утихла. Спустя многие годы поэт понял, что счастье не зависит от материальных благ. Горечь утраты он пытался излить в стихах, исполненных страсти и покаяния.

Призрачный образ возлюбленной узнаваем в стихотворениях «Светил нам день, будя огонь в крови...», «Долго снились мне вопли рыданий твоих...», «Томительно-призывно и напрасно...», «В тиши и мраке таинственной ночи.

Спустя 16 лет после трагической гибели, в 1864 году, появляется стихотворение «В тиши и мраке таинственной ночи». В нём образ Марии имеет вполне реальные черты, он приходит во снах, и только там поэт может с ней встретиться:

В тиши и мраке таинственной ночи

Я вижу блеск приветный и милый,

И в звёздном хоре знакомые очи

Горят в степи над забытой могилой.

1871 год. Прошло 20 лет с момента вечной разлуки. Появляется стихотворение «Томительно-призывно и напрасно...»:

Томительно-призывно и напрасно

Твой чистый луч передо мной горел;

Немой восторг будил он самовластно,

Но сумрака кругом не одолел.

Пускай клянут, волнуяся и споря,

Пусть говорят: то бред души больной;

Но я иду по шаткой пене моря

Отважною, нетонущей ногой.

Я пронесу твой свет чрез жизнь земную;

Он мой — и с ним двойное бытие

Вручила ты, и я — я торжествую

Хотя на миг бессмертие твое.

Безмерная тоска по утерянному подвигла Фета на создание прекрасных любовных стихотворений и раскрыла его гений. Образ Марии Лазич оказался для него бессмертным, несмотря на её трагическую судьбу. Свои любовные переживания Фет излил в стихотворной форме.

Почти через 30 лет рана поэта стала ещё более глубокой. Утомлённый годами разлуки, он мечтает лишь о том, чтобы встретиться с любимой в ином мире. Этому посвящено стихотворение 1878 года «Ты отстрадала, я ещё страдаю...»:

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

А был рассвет! Я помню, вспоминаю

Язык любви, цветов, ночных лучей. —

Как не цвести всевидящему маю

При отблеске родном таких очей!

Очей тех нет — и мне не страшны гробы,

Завидно мне безмолвие твоё,

И, не судя ни тупости, ни злобы,

Скорей, скорей в твоё небытие!

В 1887 году в стихотворении «Нет, я не изменил. До старости глубокой» поэт признаётся в своей верности возлюбленной. Фет признаётся, что он по-прежнему раб любви, что «старый яд цепей, отрадный и жестокий, ещё горит в моей крови». Он отмечает, что неважно, что с возлюбленной его разделяют годы и могила, её образ по-прежнему ярок и свеж в его душе. «Не в силах верить я, что ты меня забыла, когда ты здесь, передо мной», — восклицает поэт.

Но действительно ли Мария Лазич была единственной любовью поэта? Это одна из загадок лирики Фета, одна из тайн его сердца. Вместе с тем отношение поэта и к жене, Марии Петровне Боткиной, полно нежности. Кроме того, известны и другие посвящения в его стихотворениях. Предполагается, что Фет был влюблён и в последние годы жизни, но имя этой женщины неизвестно. Ей посвящено одно из лучших произведений русской лирики — «Я тебе ничего не скажу...», написанное в 1885 году:

Я тебе ничего не скажу,

И тебя не встревожу ничуть,

И о том, что я молча твержу,

Не решусь ни за что намекнуть.

Стихотворение наполнено грустью. Испытывая годами душевную боль, поэт больше не готов раскрыть своё сердце. Он будет хранить свою тайну и предаваться мечтам — таков теперь его удел. Его любовь по-прежнему призрачна, однако благодаря ей он ощущает полноту жизни.

Стихотворение «Шёпот, робкое дыханье...», созданное в 1850 году, тоже посвящено Марии Лазич. Картины природы сплетаются в нём с переживаниями возлюбленных. Кажется, чувства переполняют героя настолько, что малейшее промедление может спугнуть счастье.

Ещё одним шедевром лирики Фета является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад», написанное в 1877 году. Оно было создано под впечатлением от пения Татьяны Берс (в замужестве Кузминской, сестры Софьи Андреевны Толстой, жены великого писателя), которая, кстати, стала прототипом Наташи Ростовой.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна — любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

Длинные строки придают музыкальность. Звуки здесь символичны, поэт подчёркивает, что важно жить так, как в эту восхитительную ночь — «звука не роняя». Искусство должно одухотворять, позволять сердцу петь. Здесь и любовь, и женщина сливаются в одну мелодию, которая воплощает мир прекрасного.

Как и многие стихи Фета, «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…» стало основой романса. По мнению Салтыкова-Щедрина, романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». И до сих пор современные исполнители цитируют прекрасные фетовские строки.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный выбор.

Назовите адресата любовной лирики Фета.

Е. Денисьева

А. Керн

М. Лазич

А. Крюденер

Правильный ответ:

М. Лазич.

Множество стихотворений посвящены Марии Лазич, поэт пронёс её воздушный образ через всё своё творчество. Красивая, умная, прекрасная пианистка Мария нежно и страстно любила Фета. В своих мемуарах он называл её Еленой Лариной, дав ей фамилию героини Пушкина и греческое имя, означающее «факел», «светоч».

Множественный выбор.

Укажите литературные приёмы, наиболее часто встречающиеся в лирике Фета.

Гипербола

Метафора

Аллегория

Олицетворение

Гротеск

Эпитет

Правильный ответ:

Метафора

Олицетворение

Эпитет

Олицетворение – наделение неживых предметов свойствами живого существа. Эпитетопределение при слове, влияющее на его выразительность. Метафора — это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова, обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по сходству или контрасту.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6