Литература. 10 класс

Урок 31. «Человек, который весь борьба». Слово о Достоевском

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 31

«Человек, который весь борьба». Слово о Достоевском.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Знакомство с биографией Ф. М. Достоевского;
  2. Своеобразие творческой манеры писателя. Рассмотрение некоторых особенностей его творчества;
  3. Основные направления творчества.

Глоссарий по теме

Контраст — резко выраженная противоположность черт, качеств, свойств одного человеческого характера, предмета, явления другому.

Конфликт — специфически художественная форма отражения противоречий в жизни людей, воспроизведение в искусстве острого столкновения противоположных человеческих поступков, взглядов, чувств, стремлений, страстей.

Композиция — следующие части романа: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 1840-х годов, возникшего под влиянием творчества Николая Васильевича Гоголя.

Образ автора — способ авторского существования в пределах произведения. Создаётся из прямых высказываний автора-повествователя, пафоса и совокупности всех художественных средств, использованных в произведении.

Психологизм — это передача автором читателю внутреннего мира своих персонажей.

Система образов — совокупность и принципы организации образов автора, персонажей, повествователя, рассказчика.

Основная литература по теме урока

  1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература по теме урока

1. Маханова Е. А., Госсман. А. Ю. Произведения школьной программы. Русская литература. 10-11 классы. Краткий пересказ. Р.-на-Д.: Феникс, 2017.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Лев Толстой сказал о Достоевском, что он — «человек, который весь борьба». Преодоление себя, поиски истины, переживания и ошибки — все это можно назвать внутренней борьбой писателя.

Фёдор Михайлович родился в семье лекаря в 1821 году (в Москве, на улице Новая Божедомка). Будущий писатель получил домашнее образование, владел французским и немецким языками, с отцом занимался и латинским. Молодой человек учится в военно-инженерном училище Петербурга. В 1839 году неожиданно погибает отец. Это событие провоцирует эпилепсию. Болезнь преследует до конца жизни.

Военная служба не привлекает Достоевского. Получив отставку, он начинает заниматься литературой и пишет брату «Человек есть тайна, её надо разгадать... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Он перечитывает Пушкина, Гоголя, увлекается Шиллером. Первая работа — перевод повести Бальзака «Евгения Гранде».

В 40‒50-х годах, как и Гоголь, Достоевский уделяет внимание образу «маленького человека», передавая внутренний мир героя, исключительность характеров и ситуаций. Аполлон Григорьев называет писателя блестящим представителем «сентиментального натурализма».

В 1845 году выходит роман «Бедные люди». По мнению Белинского, «это была первая попытка социального романа в русской литературе».
Главные герои — Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Характер персонажей меняется под воздействием социальных обстоятельств, они не мечтают ни о каких благодетелях, ни о каких спасителях. Достоевского увлекает зарождающийся в это время социализм как новая пропаганда лучшего будущего для человечества, равенства, критики буржуазного строя, эмансипации женщины. Но в социализме писатель видел истины Евангелия. В конце 50-х годов он посещает разные кружки и общества, где и сам тоже выступает. В этот период происходит знакомство с Михаилом Петрашевским, кружок которого приравнивали к наследникам декабристов, в общество которого входили люди разных сословий, в том числе и разночинцы.

Фёдор Михайлович разделяет идею отмены крепостного права и цензуры в литературе. Но в отличие от остальных петрашевцев, является противником насильственного свержения существующей власти. В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли.
Они задумывают создать собственную типографию, но не успевают, так как их арестовывают. За девять месяцев, проведённых в ожидании суда, писатель интересуется всем тем, что происходит на свободе, просит брата присылать ему больше книг.

Рассказ «Маленький герой», написанный в Петропавловской крепости, раскрывает проблему соотношения характеров и обстоятельств. Автор приходит к убеждению, что нужно «быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не уныть и не пасть...».

Фёдора Михайловича ждет смертная казнь. «Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, преломили над головой шпаги… жить мне оставалось не более минуты», — так пишет он позже брату. Этот приговор затем заменяют на 4 года каторги и поселения в Сибири. Он находится в Омском остроге.

Воспоминания — «моя тетрадка каторжная», содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи — служат источником для «Записок из Мертвого дома» и многих других книг Достоевского. Автор подробно рисует картины жизни каторжан: «Я узнал… народ русский хорошо и так хорошо, как, может быть, не многие знают его», — пишет он брату Михаилу. — «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото ... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! ... На целые томы достанет».

И никогда ещё человек, более преисполненный надежд, жажды жизни и веры не входил в тюрьму», — внесёт через тридцать лет в свои черновые тетради Достоевский. — «Это был ад, тьма кромешная»… «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Он читает в остроге единственную разрешенную книгу — Евангелие.

Впоследствии писатель скажет: «Несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!».

23 января 1854 года заканчивается срок каторжных работ, начинается служба рядовым в ссылке. После долгих хлопот барона Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в том числе героя Севастополя Эдуарда Ивановича Тотлебена, осенью 1856 года Достоевскому присваивают прапорщика; весной следующего года возвращают потомственное дворянство и право печататься.

В 1861 году в Петербурге, в журнале «Время», Достоевский, после долгого затишья, публикует роман «Униженные и оскорблённые», в котором главным героем становится Иван Петрович. В его образе мы видим некоторые факты из жизни самого автора.

Брат Михаил в 1864 году получает право на выпуск журнала «Эпоха», в котором начинает работать и Федор Михайлович, в этом же году он пишет «Записки из подполья».

Писатель создает «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы». В основе последнего произведения драматический сюжет — убийство из ненависти и мести, денег и ревности. Писатель открывает новую поэтику романов: «У меня свой особенный взгляд на действительность (в искусстве) и то, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного. Обыденность явлений и казённый взгляд на них, по-моему, не есть еще реализм, а даже напротив».

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Пример 1: единичный / множественный выбор.

Какое образование получил Достоевский?

Социально-экономическое;

Филологическое;

Военно-инженерное;

Юридическое.

Правильный вариант / варианты:

Военно-инженерное.

Подсказка: В январе 1838 года Достоевский переехал в Инженерный замок, где учился «с раннего утра до вечера».

Федор Михайлович родился в семье лекаря в 1821 году (в Москве, на улице Новая Божедомка). Будущий писатель получил домашнее образование, владел французским и немецким языками, с отцом занимался и латинским. Молодой человек учится в военно-инженерном училище Петербурга. В 1839 году неожиданно погибает отец. Это событие провоцирует эпилепсию. Болезнь преследует до конца жизни.

Военная служба не привлекает Достоевского. Получив отставку, он начинает заниматься литературой и пишет брату «Человек есть тайна, её надо разгадать... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Пример 2: Филворд — английский кроссворд.

Найдите слова, пропущенные в тексте (в именительном падеже).

Правильный вариант / варианты:

«И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!»

а

у

в

с

с

п

о

с

е

е

с

в

р

с

к

о

д

й

р

б

ц

в

е

о

е

е

с

д

м

ь

е

а

и

н

н

а

у

е

ь

ч

ж

з

е

л

Подсказка: возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности.

Достоевского увлекает социализм как новая пропаганда лучшего будущего для человечества, равенства, критики буржуазного строя, эмансипации женщины. В конце 50-х годов он посещает разные кружки и общества, где и сам тоже выступает. В этот период происходит знакомство с Михаилом Петрашевским, кружок которого приравнивали к наследникам декабристов, в общество которого входили люди разных сословий, в том числе и разночинцы. В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли. Они задумывают создать собственную типографию, но не успевают, так как их арестовывают. Федора Михайловича ждет смертная казнь. Этот приговор затем заменяют на 4 года каторги и поселения в Сибири. Он находится в Омском остроге.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6