Литература. 10 класс

Урок 49. Тема любви в рассказе «Дама с собачкой»

Конспект урока

По предмету «Литература» для 10 класса

Урок № 49. Тема любви в рассказе «Дама с собачкой».

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. История зарождения настоящих чувств у главных героев рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой»;

2. Идейно-нравственное содержание рассказа и исследование словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста;

3. Роль детали в создании художественного образа (цветопись, предмет, пейзаж) в рассказе А. П. Чехова.

Тезаурус

Новелла (от итал. novella — «новость») — небольшой по объёму жанр повествовательной литературы, приближающийся к повести или рассказу.

Подтекст — скрытый смысл высказывания, вытекающий из соотношения словесных значений с контекстом и особенно — речевой ситуацией.

Символ — условный знак, намёк.

Художественная деталь — выразительная подробность в произведении, которая имеет значительно содержательную и идейно-эмоциональную нагрузку.

Основная литература по теме урока

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

Дополнительная литература по теме урока

Катаев В. Б. Литературные связи Чехова. М.: Государственное издательство МГУ, 1989. — 261 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Антон Павлович Чехов — выдающийся драматург. Владимир Набоков пишет о нём: «Главная мысль, которую внушают читателю чеховские герои — от самых милых до самых противных, состоит, видимо, вот в чём: пока в России отсутствует настоящая нравственная, духовная и физическая культура, усилия благороднейших интеллигентов, которые строят мосты и школы рядом с вечной распивочной, будут тщетными. Чехов пришёл к выводу, что чистое искусство, чистая наука, чистое знание, даже дойдя до народа, принесут в конце концов больше пользы, чем неуклюжая и бестолковая благотворительность. Между прочим, сам Чехов был типичным чеховским интеллигентом».

Герои Антона Павловича погружены в туман романтических грёз о лучшей жизни, но не готовы победить устои среды, в которой живут. В обществе того времени бурное выражение эмоций не приветствуется. Истинные чувства и сильные душевные переживания спрятаны за простыми фразами. Чехов описывает Россию XIX столетия, где преобладают патриархальные представления: вполне нормальными считаются браки без любви, по договоренности родителей или другим бытовым причинам. Многие от этого страдают, но вырваться из оков семьи удаётся лишь самым смелым и решительным.

Писатель поднимает тему отношений в рассказе «Дама с собачкой». Главные герои Дмитрий Гуров и Анна Сергеевна несчастны в семейной жизни. Читатель видит развитие и последствия курортного романа между ними.

Знакомство на отдыхе — лишь часть их обыденной жизни. «Говорили, что на набережной появилось новое лицо: дама с собачкой. Дмитрий Дмитрич Гуров, проживший в Ялте уже две недели и привыкший тут, тоже стал интересоваться новыми лицами. Сидя в павильоне у Берне, он видел, как по набережной прошла молодая дама, невысокого роста блондинка, в берете; за нею бежал белый шпиц». В череде измен Гуров считает Анну Сергеевну проходящим эпизодом. Однако Чехов готовит для своего героя момент прозрения.

В сцене в театре перед ним открывается правда: Гуров осознаёт, что Анна Сергеевна стала «его горем, радостью, единственным счастьем». Но несмотря на это, их отношения превращаются в «дурную бесконечность» с тайными свиданиями.

Писатель считает, что момент прозрения — в любви, и он не осуждает героев за нарушение их супружеских клятв. Он показывает преображение искренними чувствами. В начале произведения Дмитрий Гуров описан, как человек недалёкий, холодный и не уважающий людей. Но после встречи с Анной Сергеевной его размеренная жизнь обретает новый смысл.

Однако нерешительность и страх перед новыми отношениями подталкивают героев к двойной игре: они не способны объясниться с супругами и бояться реакции общества поэтому довольствуются короткими встречами. «И казалось, что ещё немного — и решение будет найдено, и тогда начнется новая прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца ещё далеко-далеко и что самое сложное и трудное только ещё начинается».

Особый колорит в произведениях Чехова создают художественные детали. Владимир Набоков считает: «В любом описании деталь подобрана так, чтобы залить светом всё действие». В рассказе «Дама с собачкой» символом угнетающего мира, из которого старается убежать Анна Сергеевна, становится лорнетка. Перед встречей с Гуровым в Ялте она даже случайно теряет этот аксессуар. Но после возвращения к привычной жизни мы видим её в театре с «вульгарной лорнеткой».

Чехов создаёт для героев особый художественный мир, который меняется в зависимости от обстоятельств и эмоций. Первая часть полна романтичных пейзажей и ярких цветов, а во второй — появляется всё больше серых оттенков. Общую картину унылой атмосферы обывательской жизни дополняют звуки. Также писатель подчёркивает приземлённые интересы Гурова и, напротив, духовные стремления Анны Сергеевны.

Развитие сюжета в композиции рассказа «Дама с собачкой» имеет второстепенное значение: на первый план здесь выходят душевные поиски персонажей. «Влюблённость указывает человеку, каким он должен быть», — пишет Чехов. Мировоззрение главного героя Гурова стремительно меняется на фоне сильных чувств к Анне Сергеевне. В результате он приходит к внутреннему перерождению. Однако для счастья этого недостаточно. Пути назад, в прежний притворный мир, уже тоже нет, но Чехов оставляет надежду на продолжение истории. В финале рассказа будущее героев так и остаётся неясным. Читатель продолжает размышлять, как могла бы сложиться эта история и что же важнее — разум или чувства.

Резюме

Судьба героев рассказа «Дама с собачкой» заставляет задуматься над тем, почему люди несчастны, что надо делать, чтобы привнести в жизнь любовь, искренность, ликование. Для Чехова главным является то, что происходит постепенное «расфутляривание» человека (Гуров), приобретение истинного смысла жизни, желание уйти от тех правил, которые делают его несчастным.

По мнению Чехова, можно уважать людей за способность любить. Гуров и Анна Сергеевна оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «Ненужные дела и разговоры всё об одном охватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!».

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

  1. Ребус – соответствие.

Определите, какому персонажу принадлежит высказывание в произведении.

Высказывания:

А) «…о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так: − Низшая раса!»

Б) «− Пусть бог меня простит! − Это ужасно».

В) «И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему − первый раз в жизни».

Герои:

1. Гуров

2. Автор

3. Анна Сергеевна

Правильный ответ:

Персонаж

Высказывание

Гуров

«…о женщинах отзывался почти всегда дурно, и когда в его присутствии говорили о них, то он называл их так: − Низшая раса!»

Автор

«И только теперь, когда у него голова стала седой, он полюбил, как следует, по-настоящему − первый раз в жизни».

Анна Сергеевна

«− Пусть бог меня простит! − Это ужасно».

  1. Лента времени

Расположите в хронологической последовательности события, которые происходят в рассказе.

Правильный вариант/варианты:

1. «Что-то в ней жалкое всё-таки»

2. «Пора и мне на север»

3. «Он ходил и всё больше ненавидел этот забор»

4. «Театр был полон»

5. «Я приеду к вам в Москву»

6. «Обоим было ясно, что до конца ещё далеко»

Подсказка: Гуров перед сном; провожает Анну; возле дома Анны; место встречи в городе С.; обещание приехать; трудное ещё впереди.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6