Литература. 10 класс

Урок 50. «Всюду — палата № 6. Это — Россия» Н. С. Лесков (по повести «Палата № 6» А. П. Чехова)

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 50

«Всюду – палата № 6. Это – Россия» Н. С. Лесков (по повести «Палата № 6»).

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

1. Представления писателя о современном ему обществе и человеке;

2. Значение темы интеллигенции в творчестве А. П. Чехова;

3. Значение деталей в раскрытии авторского замысла.

Тезаурус

Пейзаж — описание природы как части реальной обстановки, в которой разворачивается действие, картина природы.

Повесть — эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя (героев). Повесть значительно меньше, чем роман, но объёмнее рассказа.

Портрет — изображение внешнего облика персонажа, являющееся частью его характеристики.

Реализм — направление в литературе, в котором жизнь изображается в образах, соответствующих действительности.

Художественная деталь — выразительная подробность в художественном произведении, несущая смысловую нагрузку.

Список литературы

Основная литература:

1. Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 367 с.

Дополнительная литература:

1. Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. М.: Просвещение, 1987. — 174 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В повести «Палата № 6» Антон Павлович Чехов с необычайной проникновенностью воссоздаёт мрачную атмосферу общества, которое губит в человеке самое лучшее. С первых строк мы видим небольшой флигель в больничном дворе, окружённый зарослями репейника, крапивы и дикой конопли. Пейзаж дополняют ржавая крыша, наполовину обвалившаяся труба, серый забор с гвоздями, обращёнными острием кверху. Обитатели палаты № 6 живут в атмосфере жестокости и бесперспективности, ни на что особо не рассчитывая.

Казалось бы, больница — место, куда человек приходит за излечением. Но в чеховской повести это мрачное заведение похоже на тюрьму. Все пациенты фактически обречены на медленное угасание, и никому нет до них дела. В больнице царит атмосфера деспотизма, лицемерия и равнодушия. Пациенты не получают должного внимания и сталкиваются с грубым отношением. Во флигеле, где живут душевнобольные, царит жестокость и насилие, олицетворяет которые бывший солдат, а теперь сторож — Никита. «У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки…Он бьёт по лицу, по груди, по спине, по чём попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».

Наибольшую ответственность за происходящее автор возлагает на представителей интеллигенции, образованных людей, которые осознают пагубный характер сложившейся ситуации, но следуют принципу невмешательства, подстраиваются под существующее положение дел. В этом смысле яркой иллюстрацией становится образ доктора Андрея Ефимовича Рагина.

Чехов отмечает особенности его происхождения и воспитания. С юных лет он интересуется вопросами философии и религии. Медицинское образование Рагин получает по настоянию отца-врача. В зрелые годы он задумывается над вопросами веры и бессмертия души, но не находит оснований принять религиозные догмы. Подобная философия начинает тяготить доктора, приводит его в состояние уныния, апатии. Продолжая скучное, размеренное и однообразное существование, он отказывается от сопротивления обыденности.

Доктор имеет представление об истинных нравственных ценностях, понимает, что такое правда и ложь, добро и зло, а также способен оценить существующее в больнице и в городе положение дел. Однако он не находит в себе сил и желания что-то изменить, улучшить условия для пациентов, избавиться от грубых, ворующих и непрофессиональных помощников. К своему врачебному долгу он относится «спустя рукава», осмотр больных производит редко и без заинтересованности, передавая эти обязанности фельдшеру.

Пациент палаты № 6 Иван Дмитрич Громов признан душевнобольным человеком, у него диагностирован бред преследования. Чехов подробно рассказывает о его воспитании, мы узнаём о смерти брата, аресте отца. В своих высказываниях он обвиняет доктора в пассивности, в нежелании бороться с деспотизмом и жестокостью. Иван Дмитрич говорит: «Во всю вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем, никто вас не запугивал, не забивал; здоровы вы, как бык. Росли вы под крылышком отца и учились на его счёт, а потом сразу захватили синекуру. Больше двадцати лет вы жили на бесплатной квартире, с отоплением, с освещением, с прислугой, имея притом право работать как и сколько вам угодно, хоть ничего не делать».

Диалоги Рагина и Громова чаще напоминают спор. При этом Громов занимает наиболее резкую, наступательную позицию, его аргументация основана на примере собственной судьбы. Доктор ведёт себя с пациентом мягко и обходительно, он пытается убедить его в относительности любых страданий, необходимости быть выше их, что категорически не принимает Громов.

В финале повести доктор Рагин становится пациентом палаты для душевнобольных. Его поведения и образ мысли выходят за рамки устоявшихся схем и общепринятых норм. Общество не может принять «переродившегося» героя и спешит изолировать его от себя.

Чехов вступает в спор с популярной в конце XIX века идеей о непротивлении злу насилием. Поддерживающий её Лев Толстой выступает за отказ открытой борьбы со злом, вместо которой предлагает путь самосовершенствования. Антон Павлович, напротив, призывает к открытым действиям, направленным против грубости, невежества и деспотизма.

Русскому писателю Николаю Семеновичу Лескову принадлежат слова: «В палате № 6 в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры. Всюду — палата № 6. Это — Россия...». Очевидно, что Чехов в своём произведении глубоко проанализировал и представил социальные, нравственные, ментальные проблемы современного ему общества, а также показал особенности мировоззрения представителя отечественной интеллигенции на рубеже XIX-XX веков.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Ребус-соответствие.

Определите, кому из персонажей принадлежат следующие реплики:

а) «Болеем и нужду терпим оттого, (…) что Господу милосердному плохо молимся. Да!».

б) «Если вы почаще будете вдумываться, то вы поймете, как ничтожно всё то внешнее, что волнует нас. Нужно стремиться к уразумению жизни, а в нем — истинное благо».

в) «Диоген не нуждался в кабинете и в тёплом помещении; там и без того жарко. Лежи себе в бочке да кушай апельсины и оливки. А доведись ему в России жить, так он не то, что в декабре, а в мае запросился бы в комнату. Небось, скрючило бы от холода».

г) «Да, честь прежде всего! Будь проклята минута, когда мне впервые пришло в голову ехать в этот Вавилон! Дорогой мой, (…) презирайте меня: я проигрался! Дайте мне пятьсот рублей!».

д) «Не заводите беспорядков, нехорошо!».

Правильный ответ:

а) фельдшер Сергей Сергеич

б) Андрей Ефимович Рагин

в) Иван Дмитрич Громов

г) Михаил Аверьяныч

д) Никита

Во флигеле, где живут душевнобольные, царит жестокость и насилие, олицетворяет которые бывший солдат, а теперь сторож — Никита. «У него суровое, испитое лицо, нависшие брови, придающие лицу выражение степной овчарки…Он бьёт по лицу, по груди, по спине, по чём попало, и уверен, что без этого не было бы здесь порядка».

Восстановление последовательности элементов.

Определите последовательность эпизодов:

а) Путешествие доктора Рагина и Михаила Аверьяныча.

б) Первое посещение Рагиным Громова.

в) Заключение Рагина в палату № 6.

г) Медицинское освидетельствование Рагина.

д) Сторож Никита избивает Громова и Рагина.

е) Проигрыш Михаила Аверьяныча.

ж) Изгнание Рагиным Михаила Аверьяныча и Хоботова из своего дома.

Правильный ответ:

а) Первое посещение Рагиным Громова.

б) Медицинское освидетельствование Рагина.

в) Путешествие доктора Рагина и Михаила Аверьяныча.

г) Проигрыш Михаила Аверьяныча.

д) Изгнание Рагиным Михаила Аверьяныча и Хоботова из своего дома.

е) Заключение Рагина в палату № 6.

ж) Сторож Никита избивает Громова и Рагина.

В финале повести доктор Рагин становится пациентом палаты для душевнобольных. Его поведения и образ мысли выходят за рамки устоявшихся схем и общепринятых норм. Общество не может принять «переродившегося» героя и спешит изолировать его от себя.

Чехов вступает в спор с популярной в конце XIX века идеей о непротивлении злу насилием. Поддерживающий её Лев Толстой выступает за отказ открытой борьбы со злом, вместо которой предлагает путь самосовершенствования. Антон Павлович, напротив, призывает к открытым действиям, направленным против грубости, невежества и деспотизма.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6