Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Урок 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

Урок № 6

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Понятие экстремизма и терроризма.
  2. Терроризм и террористическая деятельность.
  3. Экстремистская деятельность.
  4. Цели и последствия экстремизма и терроризма.
  5. Исторические примеры террористических актов.

Глоссарий по теме:

Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и, в особенности, к мерам (обычно в политике).

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, организациями местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением насилия и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Терроризм – насильственные действия (преследования, разрушения, захват заложников, убийства и прочее) против гражданского населения, а не военных, с целью устрашения, подавления воли противников, конкурентов, навязывания определенной линии поведения.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 64 – 97)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
  2. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - http://www.mchs.gov.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность.

Вовлечение в террористическую деятельность по механизмам воздействия на человека имеет сходство с наркоманией. Идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим индивидуальные качества, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность:

- отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

- положительное отношение к употреблению наркотиков и алкоголя;

- наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;

- агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на других людей;

- стремление поддерживать власть над другими посредством их унижения;

- получать удовольствие от последствий насилия, унижения, терактов.

Эти качества являются благоприятной средой экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Формированию этих качеств способствуют:

- родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

- социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, безнадежности.

К вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на форме ложных представлений:

- мнимая сила и мощь террористов, широкая известность их деяний;

- мнимое чувство поддержки в группе террористов;

- мнимое доверие «старших», которые сначала дают понять, что ты «равный», а затем «распоряжаются» тобой как вещью и отправляют на смерть или преступление.

Необходимо помнить, что все силы террористов направлены на гибель невиновных людей, разрушения, хаос и страх. Главари террористических групп делают из подростков преступников и смертников, жизнь которых заканчивается смертью или тюрьмой.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, качеств и убеждений, нравственных позиций, в числе которых:

- стремление к познанию окружающего мира и себя;

- любовь к своей Родине и Отечеству;

- уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов своей страны и чужих стран;

- формирование способностей к труду и самодисциплине;

- стремление быть честным, справедливым, отзывчивым, терпимо относиться к мнению и образу жизни окружающих;

- стремление к соблюдению законов и намеренное не нарушение их на протяжении своей жизнедеятельности;

- умение жить в согласии с собой и окружающими;

- сознательное стремление к безопасности и формирование высокого уровня культуры безопасного поведения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10 . Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

В группе риска по вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность находятся: (выберите все правильные ответы).

Варианты ответов:

а) молодежь и подростки;

б) морально неустойчивые люди;

в) представители творческих профессий;

г) люди пожилого возраста;

д) люди, склонные к употреблению наркотических веществ;

е) дети младшего школьного возраста;

ж) программисты.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): а, б, д

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): в, г, е, ж

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени.

Информация о тестовом вопросе:

Установите соответствие между чертами политического и криминального терроризма

Политический терроризм

Криминальный терроризм

Черты терроризма:

- выступает против социально-политической системы государства;

- против конкретных политических личностей конкретно;

- цель – завоевание политической власти, направленной против существующего ныне строя;

- осуществляется уголовными элементами;

- цель - запугивания власти заказными убийствами,

- вооруженные столкновения, запугивание населения.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант:

Политический терроризм

Криминальный терроризм

выступает против социально-политической системы государства

осуществляется уголовными элементами

цель – завоевание политической власти, направленной против существующего ныне строя

вооруженные столкновения, запугивание населения

против конкретных политических личностей конкретно.

цель - запугивания власти заказными убийствами.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Иные варианты ответа

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6