Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Урок 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства
Опасности терроризма в городской среде
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Понятие экстремизма и терроризма.

Экстремизм и терроризм во всех своих проявлениях представляют собой одну из самых серьёзных социальных угроз миру и безопасности.

Понятие экстремизм происходит от латинского слова «extremism», что означает «крайний».

Экстремизм – приверженность крайним взглядам, и в особенности, к мерам.

Термин «терроризм» произошел от латинского слова «terror» – «страх», «ужас». Понятие террор стало широко применяться в конце 18 века во время Великой французской революции (1789-1799).

Терроризм – идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, организациями местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением насилия и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

По характеру общественного проявления и формам технического осуществления можно обозначить следующие основные виды терроризма:

- политический терроризм;

- религиозный терроризм;

- криминальный терроризм;

- терроризм, основывающийся на разжигании межнациональных конфликтов;

- кибертерроризм.

Террористическая деятельность включает:

1. организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

2. подстрекательство к террористическому акту;

3. организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а также участие в такой структуре;

4. вербовку, обучение, вооружение или использование террористов;

5. информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

6. пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Экстремистская деятельность включает:

1. насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности РФ;

2. публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

3. возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

4. пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

5. нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

6. воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования;

7. пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики;

8. публичные призывы к осуществлению указанных деяний, массовое распространение заведомо экстремистских материалов;

9. публичное заведомо ложное обвинение лица, занимающего государственную должность указанных в настоящей статье;

10. организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

11. финансирование экстремистской деятельности.

Направления экстремистской деятельности:

- физическое осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по идеологическим, политическим, расовым, национальным или религиозным мотивам;

- распространение в обществе экстремистских идей, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни;

- финансирование экстремистской деятельности.

Исторические примеры террористических актов.

11 сентября 2001 года в США произошла цепь катастроф, вызвавших массовую гибель людей в результате захвата пассажирских самолётов и тарана ими зданий Всемирного торгового центра (Нью-Йорк) и Пентагона (Вашингтон). В результате террористических актов погибло около 3000 человек, в их числе и 246 пассажиров захваченных лайнеров.


Одним из самых бесчеловечных террористических актов, совершенных на территории России стал захват заложников в школе № 1 города Беслана (Северная Осетия), совершённый боевиками 1-3 сентября 2004 года, в течение 3-х дней террористы удерживали в здании школы 1128 человек – детей, их родителей и сотрудников школы. В результате террористического акта погибли свыше 350 детей, из них 180 детей. Свыше 500 человек были ранены.


22 октября 2002 года в г. Москва во время представления мюзикла «Норд-Ост» вооружённой группой боевиков был совершён захват заложников в Театральном центре на Дубровке. В момент захвата в здании было 711 зрителей, а также более 100 актёров и работников театра. Среди заложников находились 75 иностранных граждан. Спустя 3 дня было освобождено около 700 человек. 130 заложников погибли.


4 апреля 2017 года произошёл жестокий террористический акт в Санкт-Петербурге. Взрыв в метро произошёл при перегоне поезда между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». Погибли десятки человек, не менее 50 человек получили ранения.

Факторы, способствующие вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность

Вовлечение в террористическую деятельность по механизмам воздействия на человека имеет сходство с наркоманией. Идеология насилия внедряется в сознание человека под влиянием экстремистских взглядов и теорий, идейно-политических установок идеологов терроризма.

Отметим индивидуальные качества, которые могут способствовать вовлечению человека в террористическую деятельность:

- отсутствие чётко сформулированной цели в жизни;

- положительное отношение к употреблению наркотиков и алкоголя;

- наличие противоречивых жизненных ценностей, взглядов и установок;

- агрессивное поведение для удовлетворения своего желания влиять на других людей;

- стремление поддерживать власть над другими посредством их унижения;

- получать удовольствие от последствий насилия, унижения, терактов.

Эти качества являются благоприятной средой экстремистских взглядов и оправдания идеологии насилия.

Формированию этих качеств способствуют:

- родовые и национальные традиции насильственных протестов, вхождение в различные группы, где придерживаются экстремистских взглядов;

- социальное неравенство, дискриминация, бедность, чувство несправедливости, безнадёжности.

К вовлечению в террористическую и экстремистскую деятельность часто приводит пропаганда мнимой привлекательности этого шага, которая основана на форме ложных представлений:

- мнимая сила и мощь террористов, широкая известность их деяний;

- мнимое чувство поддержки в группе террористов;

- мнимое доверие «старших», которые сначала дают понять, что ты «равный», а затем «распоряжаются» тобой как вещью и отправляют на смерть или преступление.

Необходимо помнить, что все силы террористов направлены на гибель невиновных людей, разрушения, хаос и страх. Главари террористических групп делают из подростков преступников и смертников, жизнь которых заканчивается смертью или тюрьмой.

Настоящее взросление приходит к человеку постепенно, в процессе появления у него жизненного опыта, качеств и убеждений, нравственных позиций, в числе которых:

- стремление к познанию окружающего мира и себя;

- любовь к своей Родине и Отечеству;

- уважительное отношение к истории, культуре, традициям всех народов своей страны и чужих стран;

- формирование способностей к труду и самодисциплине;

- стремление быть честным, справедливым, отзывчивым, терпимо относиться к мнению и образу жизни окружающих;

- стремление к соблюдению законов и намеренное не нарушение их на протяжении своей жизнедеятельности;

- умение жить в согласии с собой и окружающими;

- сознательное стремление к безопасности и формирование высокого уровня культуры безопасного поведения.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6