Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Урок 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

Урок № 5

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита от них

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Чрезвычайные ситуации природного характера.
  2. Последствия чрезвычайных ситуаций природного характера.
  3. Наиболее распространенные ЧС ПХ в Российской Федерации.
  4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

Глоссарий по теме:

Авария - разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и выброс опасных веществ

Техногенная катастрофа – крупная авария на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка, сложившаяся на определенной территории в результате опасного техногенного явления, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или уже повлекли за собой человеческие жертвы, причинили ущерб здоровью людей или окружающей природной среде (ОПС), сопровождались значительными материальными потерями и нарушением условий жизнедеятельности людей.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 38 – 47)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
  2. Официальный сайт государственной корпорации по атомной энергетике «Росатом» - http://www.rosatom.ru/
  3. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - http://www.mchs.gov.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Любая чрезвычайная ситуация техногенного характера имеет свои причины, поражающие факторы и своеобразные последствия, которые могут причинять вред здоровью людей и народному хозяйству.

Величина и масштабы последствий воздействия поражающих факторов в ряде регионов нашей страны могут достигать существенных значений, когда человеку и природной среде угрожает опасность необратимых деструктивных изменений.

Под влиянием таких отрицательных воздействий изменяется мир вокруг нас, он становится нестабильным, происходят изменения в жизнедеятельности, в организме человека возникают необратимые изменения и т. п.

Практика показывает, что полностью устранить отрицательные воздействия в техногенной среде невозможно. Для обеспечения защиты в условиях техногенной среды возможно лишь ограничить воздействие отрицательных факторов, обозначая их допустимые уровни с учетом их одновременного действия.

Соблюдение этих допустимых уровней воздействия и знание основных правил обеспечения личной безопасности в условиях техногенных аварий и катастроф – наиболее оптимальный путь обеспечения безопасной жизнедеятельности человека.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

О каком событии идет речь в определении

«_____________ - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ».

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Авария

Катастрофа

происшествие

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Авария

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Катастрофа

происшествие

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Сортировка элементов по категориям;

9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

11. Выделение цветом;

12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

13. Смежный граф (автоматически заполняемый);

14. Лента времени

Информация о тестовом вопросе:

Назовите основные причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера:

  1. Окружающая природная среда;
  2. Высокое количество потенциально опасных техногенных объектов;
  3. Отказ технических систем из-за дефектов и нарушения режимов эксплуатации;
  4. Большое количество людей;
  5. "Человеческий фактор" (ошибочные действия оператора технической системы, некомпетентность, неспособность человека справиться со сложной техникой, халатность при работе с механизмами);
  6. внешние негативные воздействия на техногенные объекты, в том числе и природные катастрофы.

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2,3,5,6

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Все остальные варианты неправильные

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6