Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс

Урок 11. Современный комплекс проблем безопасности военного характера

Конспект урока

Основы безопасности жизнедеятельности

10 класс

Урок № 11

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  1. Национальная безопасность.
  2. Угрозы национальной безопасности.
  3. Стратегия национальной безопасности.
  4. Приоритетные направления развития национальной безопасности России.
  5. Военные угрозы национальной безопасности РФ.
  6. Характер современных войн и вооруженных конфликтов

Глоссарий по теме:

Национальная безопасность — состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Угроза национальной безопасности — прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.

Стратегические национальные приоритеты — важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, её независимости и территориальной целостности.

Военная доктрина — декларация о политике государства в области военной (оборонной) безопасности.

Военная безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.

Война — вооружённая борьба между государствами.

Вооружённый конфликт — вооружённое противоборство между государствами или социальными общностями внутри отдельных государств, имеющее целью разрешение экономических, политических, национально-этнических и иных противоречий через ограниченное применение военной силы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Основная литература:

  1. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый и профильный уровни уровень. М.: Просвещение, 2018. 304 с. (страницы 48 – 56)

Дополнительная литература:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: Сборник ситуативных задач. 10-11 кл. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
  2. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Тетрадь для оценки качества знаний. 11 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа, 2018. 80 с.
  3. Латчук В.Н., Миронов С.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для любого учебника. 10 класс. Базовый уровень. М.: Дрофа. 2018, 64 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - https://мвд.рф
  2. Официальный сайт министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - http://www.mchs.gov.ru/
  3. Официальный сайт Совета национальной безопасности РФ -http://www.scrf.gov.ru/
  4. Официальный сайт Министерства обороны РФ - http://mil.ru/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства. Характер и уровень угроз определяют основные направления деятельности по их предупреждению и локализации, формы, способы, средства и методы решения задач обеспечения национальной безопасности при рациональном использовании имеющихся ограниченных ресурсов.

По степени сформированности угрозы подразделяются на потенциальные и реальные.

Потенциальная угроза представляет собой зарождение опасности, формирование предпосылок, возможности нанесения вреда.

Реальная угроза - это окончательно сформировавшееся явление, когда для нанесения вреда не хватает одного или нескольких факторов или условий.

В 2008 г. высшим военно-политическим руководством страны было принято решение по модернизации Вооружённых Сил Российской Федерации.

При этом с учётом состояния экономики, демографических показателей в Российской Федерации и их прогноза численность военнослужащих была определена в 1 млн человек.

Министерством обороны Российской Федерации были определены пять основных задач на перспективу.

Первая задача. Перевод в категорию постоянной готовности всех соединений и воинских частей, укомплектованных на 100% по штату военного времени.

Вторая задача. Переоснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения, военной и специальной техники, отвечающими требованиям времени.

К 2016 г. планировалось оснастить войска современными и перспективными образцами вооружения и военной техники на 30%, а к 2020 г. - на 70%.

Третья задача. Формирование новых офицеров и сержантов, разработка программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений.

Определён облик перспективной сети военно-учебных заведений с учётом реальных потребностей в офицерах, развёрнута многоуровневая система обучения сержантов.

Четвёртая задача. Переработка программно-уставных документов для обучения, подготовки военнослужащих и ведения боевых действий Вооружёнными Силами, а также планирующих и руководящих документов обеспечения повседневной деятельности войск и сил.

В настоящее время разработка уставных документов завершена.

Пятая задача. Обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, удовлетворение потребностей в постоянном и служебном жилье, решение всего комплекса проблем социальной защищённости.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Рисование

20.Географические карты

Информация о тестовом вопросе:

Выберите стратегические национальные приоритеты, посредством которые осуществляется обеспечение национальных интересов РФ

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1) оборона государства;

2) наука, технологии и образование

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

все остальные варианты

Задание 2

Выберите тип интерактивного теста:

Выберите элемент:

I группа – не более 20%:

1. Единичный / множественный выбор;

II группа – не более 30%:

2. Выбор элемента из выпадающего списка;

3. Установление соответствий между элементами двух множеств;

5. Добавление подписей к изображениям;

6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;

7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;

9. Сортировка элементов по категориям;

10. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;

12. Подчеркивания / зачеркивания элементов;

13. Выделение цветом;

15. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;

18. Лента времени

21. Кастомный интерактив

III группа – не менее 50%

4. Ребус – соответствие;

8. Кроссворд;

11. Мозаика;

14. Филворд - английский кроссворд;

16. Автоматически заполняемый кроссворд;

17. Смежный граф (автоматически заполняемый);

19. Рисование

20.Географические карты

Информация о тестовом вопросе:

Установите соответствие между терминами и определениями:

Термин

Определение

Вооруженный конфликт

это война с участием двух и более государств (групп государств) региона. Она ведется национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения

Локальная война

одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы. При этом ведение таких боевых действий не предполагает перехода отношений государства (государств) в особое состояние, называемое войной

Региональная война

это война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества

Крупномасштабная война

это война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям. Военные действия ведутся, как правило, в границах противоборствующих государств, и затрагивают преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие)

Информация об ответах

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные): _____

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Термин

Определение

Вооруженный конфликт

одна из форм разрешения политических, национально-этнических, религиозных, территориальных и других противоречий с применением средств вооруженной борьбы. При этом ведение таких боевых действий не предполагает перехода отношений государства (государств) в особое состояние, называемое войной.

Локальная война

это война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям. Военные действия ведутся, как правило, в границах противоборствующих государств, и затрагивают преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война

это война с участием двух и более государств (групп государств) региона. Она ведется национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения.

Крупномасштабная война

это война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6