Обществознание. 10 класс

Урок 12. Динамика общественного развития

Динамика общественного развития
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Общество является совокупностью всех форм объединения людей, которые взаимодействуют между собой. В то же время, это часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая связь с ней. Общество как система из сфер, институтов общества, больших и малых социальных групп, которые взаимодействуют друг с другом. В настоящее время принято выделять четыре основные сферы жизни общества: экономическую, политическую, социальную и духовную. Институты общества организуют человеческую деятельность, устанавливают образцы поведения и осуществляют первичный и вторичный социальный контроль; а также обеспечивают стандарты поведения для людей в целом. Исследователи характеризуют общество как самоорганизующуюся, сложную, динамичную систему.

Основные понятия

На каждой из карточек дано понятие, вспомните эти определения, проверьте себя, перевернув карточки.

Цивилизационный подход к анализу общества

Цивилизация и культура (Данилевский, Тойнби, Шпенглер)

Авторами цивилизационного подхода являются Н. Я. Данилевский, А. Дж. Тойнби, О. Шпенглер и др. Они исходили из постулата о том, что нет единого пути развития всего человечества. Всё общество развивается локальными (человеческими) цивилизациями, которые не повторяют друг друга, а создают уникальные образцы культуры неповторимые и свойственные только данной цивилизации. Разные авторы насчитывали 7, 11 и более цивилизаций, таких как древнеегипетская, древнегреческая, римская, китайская и др. Показателем и выразителем, как и источником развития цивилизаций, выступает культура, понятие прогресса отсутствует. Существуют разные варианты цивилизационного подхода.

Н. Данилевский. В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных цивилизации, взаимоотношения которых описываются им при помощи следующих построений: подобно живому организму, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой; а так же проходят естественно предопределённые стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Идеи Данилевского в большей мере предвосхитили аналогичную концепцию Шпенглера.

О. Шпенглер. Шпенглер трактовал культуру как «организм», который, во-первых, обладает жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных ему «организмов». Философ исходил из того, что развитие того или иного народа есть развитие его культуры. В то же время типы культур абсолютно разнородны и нередко чужды друг другу. По Шпенглеру следует, что не существует ничего общечеловеческого, равно как и единого исторического процесса. Автор теории довольно ярко обозначил образы восьми, по его мнению, существующих на земле культур: индийской, китайской, вавилонской, египетской, античной, арабской, русской и западноевропейской. Каждому культурному «организму», по Шпенглеру, заранее отмерен определённый срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация есть противоположность культуры. Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к бесплодию, от героических деяний к механической работе.

А. Тойнби. Наиболее видным продолжателем теории Шпенглера стал Арнольд Тойнби. По его мнению, всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных, своеобразных и относительно замкнутых цивилизаций. В своём фундаментальном труде «Постижение истории» автор дал характеристику двадцати одной цивилизации. Он описывал историю человеческого общества не прямой линией прогресса, так каждая цивилизация проходит в своём развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего, как правило, гибнет, уступая место другой. Он рассматривал цивилизации в качестве «кирпичиков» из которых строится здание истории человечества. Под цивилизацией он понимал устойчивую общность людей, объединённых, прежде всего духовными традициями, а также географическими рамками. Движущей силой развития цивилизации, как считал Тойнби, является «творческое меньшинство», носитель мистического «жизненного прорыва», которое, удачно отвечая на различные исторические вызовы, увлекает за собой «инертное большинство». Своеобразие этих «вызовов» и «ответов» определяет специфику каждой цивилизации, иерархию её социальных ценностей и философских концепций смысла жизни.

Вопрос о современном содержании понятия цивилизации является дискуссионным. Многие авторы трактуют цивилизацию как обозначение той эпохи, которая приходит на смену «варварству» (К. Маркс); другие рассматривают её как синоним культуры (А. Тойнби); третьи — как стадию деградации, упадка культур (О. Шпенглер); четвёртые рассматривают её как выражение высших достижений человека в различных сферах его деятельности. Другие исследователи употребляют это понятие «цивилизация» для обозначения своеобразия той или иной страны, группы стран на определённом этапе развития.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6