Россия в мире. 10 класс

Урок 23. Страны Европы в XVII веке

Конспект урока

Конспект урока № 23

по предмету «Россия в мире» для «10» класса

Тема: Страны Европы в XVII веке

Вопросы по теме:

1. Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке.

2. Абсолютизм в Европе.

3. Английская революция в XVII веке.

Тезаурус:

Революция цен – процесс значительного повышения товарных цен вследствие падения стоимости благородных металлов.

Протекционизм внешнеторговая политика государства, направленная на временное ограничение ввоза импортных и поддержку производства однородных внутренних товаров.

Меркантилизм система доктрин, выдвигавшихся авторами трактатов XV–XVII вв., обосновывавших необходимость активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность.

Абсолютизм – режим неограниченной власти монарха.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Историк Ф. Гизо заметил: «Революция в Англии удалась, и удалась два раза. Её зачинщики основали в Англии конституционную монархию; её потомки основали в Америке республику Соединенных Штатов. В этих великих событиях уже нет теперь никакой пустоты: время пролило на них яркий свет. Сто лет спустя Франция вступила на дорогу, открытую Англией; вслед за ней ринулась Европа».

Так, в чем же видел главное значение Английской революции французский историк?

Социально-экономическое развитие Европы в XVII веке.

После открытия Америки в европейские страны стало поступать много золота и серебра из Мексики и Перу. Это повлекло значительное удорожание товаров, т.е. революцию цен. Наиболее сильно от революции цен выиграли Нидерланды (являвшиеся на тот момент экономическим центром Испанской империи), в меньшей степени Англия. От революции цен много выиграла нарождающаяся буржуазия: рабочая сила подешевела, а выпускаемая продукция, наоборот, подорожала. Революция цен оказалась выгодной и зависимому крестьянству, поскольку с падением покупательной силы денег уменьшались реальные размеры денежного оброка, а цены на крестьянские сельскохозяйственные продукты баснословно выросли. Зато в результате повышения цен серьезно проигрывали феодалы: размер их денежной ренты был фиксирован. В этих условиях одни дворяне стали заниматься тем, что никогда не могло бы прийти в голову их гордым предкам, – торговлей, предпринимательством, банковским делом. Другие – увеличивали повинности.

Изменения в социально-экономических отношениях, произошедшие в XVII в., позволили Европе резко вырваться вперед и в итоге подчинить своему влиянию почти весь мир. Это стало возможным благодаря переходу к капитализму.

Абсолютизм в Европе.

На рубеже XV–XVI веков в ведущих странах Западной Европы – Англии и Франции установился режим абсолютизма – неограниченной верховной власти монархов.

Изменилась социальная база монархии. Знать перестала быть единственной опорой государства. Власть абсолютного монарха всё больше опиралась на бюрократию, армию и суд. Правосудие и налогообложение перешли в руки центральной власти. Собирая налоги со всей страны, абсолютный монарх получал возможность содержать многочисленную армию – опору его могущества. Единая твердая валюта, отмена произвольных поборов и общая для всей страны система мер и весов, установленные абсолютным монархом, способствовали расцвету торговли и развитию промышленности.

Не забывали европейские правители и о международном престиже своих стран, укрепляя его не только династическими браками, но и кровопролитными войнами. Тридцатилетняя война 1618–1648 годов стала первым общеевропейским конфликтом.

Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германской империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе. Конфликт стал последней крупной религиозной войной в Европе и породил Вестфальскую систему международных отношений. Отныне влияние религиозных факторов на жизнь государств Европы стало минимальным. На первый план вышли экономические и геополитические интересы. Они-то и легли в основу внешней политики европейский стран.

Становление абсолютистской монархии во Франции связано с именем Франциска I. В годы его правления генеральные штаты не созывались ни разу. В оппозиции абсолютизму находилась местная феодальная знать, стремящаяся сохранить свои привилегии. Во Франции борьба феодальных кланов за влияние на политику двора обострилась в период религиозных войн (1562–1594) между католиками и гyгeнoтами.

Генрих IV (1589–1610) сумел добиться внутреннего мира и укрепить государство после кровавых религиозных войн. Его убил фанатик-католик, и дело укрепления абсолютистского государства продолжил кардинал Ришелье, ставший при короле Людовике XIII (1610–1643) фактическим правителем страны. Правительство Ришелье покончило с политической самостоятельностью кальвинистов-гугенотов; самыми решительными мерами оно подчинило своевольную и непокорную французскую аристократию власти короля. Расцвет французского абсолютизма пришелся на правление Людовика XIV. Укрепление своей власти он сочетал с удачным подбором государственных деятелей на ключевые политические посты. Царствование Людовика XIV – время военной мощи Франции, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры. Период его правления вошел в историю как Великий век. Вместе с тем долголетние военные конфликты, в которых Франция участвовала во время правления Людовика Великого, способствовали закату французского абсолютизма.

Становление абсолютистской монархии в Англии связано с правлением Генриха VII, основавшего династию Тюдоров. Парламент при правителях этой династии был сильно ограничен в правах, созывался от случая к случаю. Особенностью английского абсолютизма было отсутствие в стране сильной регулярной армии. Основу военной силы составляло ополчение, содержавшееся на средства подданных и собиравшееся при возникновении внешней угрозы. В то же время короли не жалели средств на содержание флота. В Англии сопротивление абсолютизму также приняло религиозную форму. В царствование королевы Елизаветы I знаменем оппозиции абсолютизму стала королева Шотландии католичка Maрия Стюарт. Тем не менее заговор, целью кoтopoгo было возведение Марии Стюарт на трон, провалился, она была казнена. В ответ на это король Испании Филипп II, ярый сторонник контрреформации, снарядил «Непобедимую apмaдy» – флот из 134 кораблей. Англичане противопоставили ей флот из 200 судов во главе с бывшим пиратом Фрэнсисом Дрейком. «Apмaдa», атакуемая английским флотом и попавшая в шторм у берегов Шотландии, была разгромлена. Английский флот надолго завоевал господство на морях.

В первой половине XVII в. при новой династии Стюартов отношения между абсолютистской властью и новыми капиталистическими слоями общества резко обострились. Формой протеста против сложившихся условий стало движение пуритан – противников официальной английской церкви. Пуританство объединило оппозицию королевской власти.

Английская революция в XVII веке.

В 1640 г. начал работу так называемый Долгий парламент, который стал главной действующей силой революции. В 1641 г. палата общин приняла декларацию, называемую «Великая ремонстрация» – документ из 204 статей, в которых перечислялись злоупотребления Карла I. Авторы требовали установить ответственность министров перед парламентом, прекратить религиозные гонения и защитить частную собственность от «произвола» короны.

Король попытался покончить с оппозицией, но жители Лондона оказали поддержку парламентариям. Карл I покинул столицу. Парламент разделился на сторонников сближения с королём и сторонников вооружённой борьбы – индепендентов – наиболее радикальных пуритан. В 1642 г. началась первая гражданская война, в которой благодаря Оливеру Кромвелю и его армии победили силы парламента. Но в стране победителей возникли серьёзные противоречия: большинство было сторонниками умеренных действий (пресвитериане); иной программы придерживались индепенденты, опиравшиеся на армию. Среди них выделилось радикальное крыло – левеллеры, требовавшие создания парламентской республики с всеобщим избирательным правом.

В 1647 г. началась вторая гражданская война, закончившаяся разгромом королевских сил. Карл I был казнён, а особый акт парламента объявил о ликвидации королевской власти. Власть перешла к Государственному совету, в котором решающую роль играл Кромвель и его сторонники. Они перехватили инициативу у левеллеров, стремясь не допустить дальнейшего развития революции. В Англии установилась республика. В результате гражданских войн экономическое положение страны ухудшилось: в упадок пришли торговля и промышленность. Между тем руководство республики не стремилось к удовлетворению нужд обнищавшего народа. Владения короны и церкви достались армейским офицерам или были проданы для пополнения казны. Левеллеры выступили против Кромвеля и его сторонников, но их выступления были жестоко подавлены.

В 1653 г. Кромвель провозгласил новую форму правления – Протекторат. Главой страны стал лорд-протектор – Кромвель, получивший неограниченные полномочия. После смерти Кромвеля в 1658 г. созданный им режим потерпел крушение. Старший сын и преемник Кромвеля отрёкся от власти, была восстановлена республика. В 1660 г. при поддержке шотландцев сын казнённого короля Карл II восстановил монархию.

Начавшаяся феодальная реакция, угроза восстановления католицизма при Якове II Стюарте вызывали большое беспокойство у укрепившейся во время революции буржуазии и нового дворянства (преимущественно протестантов). В 1688 г. парламент обратился к правителю Нидерландов протестанту Вильгельму Оранскому с предложением занять английский престол. Во главе сильного войска Вильгельм высадился в Англии. Яков II Стюарт бежал из страны. Эти события получили название «Славной революции».

Принятый в 1689 г. парламентом и подписанный Вильгельмом III Оранским «Билль о правах» означал переход к парламентской монархии. Согласно новым представлениям, король получал власть не «милостью Божией», а по воле парламента. За парламентом закреплялось право решения финансовых вопросов, включая содержание армии и определение размеров расходов короля. Все англичане теперь могли рассчитывать на неприкосновенность их частной собственности и справедливое судебное разбирательство в гласном суде в присутствии присяжных. Таким образом, в Англии продолжилось формирование гражданского общества и становление правового государства.

Революция в Англии обозначила переход от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента. Революция открыла путь к промышленному перевороту и капиталистическому развитию страны. Англия превратилась в эталон, на который равнялись все остальные страны. Одновременно с Английской революцией происходили революционные движения и в ряде других стран. Однако на европейском континенте феодализм устоял. Ещё целое столетие правящие круги этих государств проводят политику феодальной «стабилизации». Почти всюду в Европе сохраняются феодально-абсолютистские монархии, дворянство остается господствующим классом.

Теоретический материал для углубленного изучения:

«Об истории Франции имеют представление даже те, кто ни с какой другой историей не знаком. Благодаря бесчисленным фильмам и романам всем памятны её герои, реальные и вымышленные: Карл Великий и Жанна д'Арк, Наполеон и Железная Маска, д'Артаньян и Людовики. Да, именно так – восемнадцать французских королей, носивших это имя (на старогерманском оно означает «славный битвами»), слились в массовом сознании в единый образ напыщенного и капризного деспота, который платит неблагодарностью верным мушкетерам, преследует бедняжку Анжелику и мучает цензурой гениального Мольера. Нетрудно заметить, что этот собирательный образ монарха списан с того Людовика, который по порядку был четырнадцатым, но в памяти потомков, безусловно, остался первым».

Дешодт Э. «Людовик XIV»

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=157193&p=1

Тренировочные задания:

1. В российской историографии начало Нового времени традиционно связывают с Английской революцией, начавшейся в 1640 году. Кто её действующие лица?

а) Вильгельм Оранский и Яков II Стюарт

б) Оливер Кромвель и Карл I

в) Ланкастеры и Йорки

г) Елизавета I и Филипп II

Правильный ответ

б) Оливер Кромвель и Карл I

Разбор задания:

Для выполнения этого задания подойдет метод исключения. Вильгельм Оранский и Яков II Стюарт участники «Славной революции». Ланкастеры и Йорки – враждующие стороны в Войне Алой и Белой розы. Елизавета I – королева Англии, в чьё правление была разгромлена «Непобедимая армада» испанского короля Филиппа II. Таким образом, остается правильный ответ: Оливер Кромвель – лидер индепендентов, руководитель английской революции, и Карл I – король Англии, казненный по приговору палаты общин.

2. Расположите события Английской революции в хронологической последовательности:

  • Реформа парламентской армии
  • Провозглашение республики
  • Долгий парламент
  • Реставрация династии Стюартов
  • Парламентом принята «Великая ремонстрация»

Правильный ответ:

  1. Долгий парламент
  2. Парламентом принята «Великая ремонстрация»
  3. Реформа парламентской армии
  4. Провозглашение республики
  5. Реставрация династии Стюартов

Разбор задания:

В данном списке легко определяются первое и последние события: созыв Долгого парламента и реставрация династии Стюартов. Остается расставить события, произошедшие между ними.

В 1641 году Долгий парламент принял «Великую ремонстрацию», содержащую перечень злоупотреблений Карла I. Король не принял документ, что привело к дальнейшей конфронтации. Реформа парламентской армии помогла создать дисциплинированную боеспособную армию, разбившую роялистов в битве при Нейзби. Республика была провозглашена в 1649 году.

Основная литература по теме урока:

  1. История. Россия и мир. 10 класс. Базовый уровень. Волобуев О. В., Клоков В. А. и др. (2013, 400с.), Дрофа, 2013
  2. Россия и мир. Древность. Средневековье. Новое время. 10 класс. Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М.Ю. (2007, 352с.) Просвещение, 2007.

Дополнительная литература по теме урока:

  1. Добанова Е. Н., Максимов Ю. И. ЕГЭ. Репетитор. История. Эффективная методика. - М.: Издательство «Экзамен», 2005. - 320с.
  2. Уткина Э. В. История России. Единый государственный экзамен. Анализ исторического источника (задания типа С). - М.: Айрис-пресс, 2006. - 176с.
  3. История. Универсальный справочник. Издательство «ЭКСМО», 2010.

Интернет – ресурсы:

1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

2. http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

3. http://museum.ru/ Портал «Музеи России».

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6