Русский язык. 10 класс

Урок 16. Текст и его преобразование

Текст и его преобразование
Текст и его составляющие
Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Текст — это речевое произведение, основная коммуникативная единица, которая является результатом речевой деятельности человека.

Текст характеризуется:

  • тематическим единством (тема);
  • смысловой цельностью (идея, главная мысль);
  • наличием между предложениями грамматической связи (цепная и параллельная).


У текста есть определённая композиция: вступление, основная часть и вывод. Во всех частях последовательно раскрывается содержание текста.

У текста есть функционально-смысловая принадлежность к определенному типу:

  • повествование (действия во временной последовательности);
  • описание (статичные картины, детали);
  • рассуждение (развитие мысли о предмете речи).

Редко встречаются тексты, относящиеся только к одному типу речи, чаще всего в текстах комбинируются описание, повествование и рассуждение.

У текста есть соотнесенность с определенной функциональной разновидностью языка. В зависимости от этого выделяют тексты разговорного, научного, официально-делового, публицистического и художественного стиля.

В.А. Солоухин «Камешки на ладони»

Весь материал, накопленный писателем внутри себя, можно разделить способу его приобретения на три части.

Первая часть – это опыт, который я бы назвал опытом первоначального накопления. Это тот драгоценный опыт, который накапливается в годы, когда человек еще не стал писателем и даже не собирается им стать. Детство. Юность. Человек не собирает материал, но просто живет на земле, не думая ни о каком материале.

Такой первоначально накопленный опыт ложится потом в основу первых книг, от чего они нередко получаются столь яркими и обаятельными, что потом писатель при всем своем мастерстве не может сделать ничего лучше и интереснее их. Но, конечно, этот «золотой фонд» участвует в разной степени и в остальных книгах писателя.

Вторая часть – опыт, повседневно накапливаемый писателем-профессионалом, когда его глаз уже выбирает из океана действительности не все подряд, но то, что нужно для профессии и работы.

И наконец, третья часть – опыт, приобретаемый в результате узкого целенаправленного изучения жизни: поездка Пушкина в Оренбург, экскурсия Толстого в губернскую тюрьму (для «Воскресения»). (В.А. Солоухин «Камешки на ладони»)

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6