Физика. 11 класс

Урок 20. Постулаты специальной теории относительности (СТО)

Альберт Эйнштейн

Детство, юношество – это возраст, когда человек мыслит образами. Человек открывший новый взгляд на пространство и время мыслил образами. Альберт Эйнштейн всегда твёрдо верил, что именно воображение способно проникнуть в суть, в глубину, в основу сущего. Он никогда не заучивал теорию, он представлял её образами. В детстве Эйнштейну привили интерес к математике, естествознанию. Одной из любимых книг Альберта была книга Аарона Бернштейна «Популярные книги по естественной истории». От описаний научных историй у 12-летнего Эйнштейна захватывало дух. Мысленные эксперименты были самым занимательным в книгах Бернштейна.

В 1895 году Эйнштейну повезло, в 16-летнем возрасте, провалив экзамены в Цюрихский политехникум по французскому языку, литературе, политике и зоологии, но легко справившись с математикой и естествознанием, он поступил в сельскую школу Арау. Образование здесь строилось на методах, разработанных Иоганном Песталоцци, на проведении мысленных экспериментов, на более глубоком понимании явлений и ситуаций. Это были первые шаги на пути формирования СТО.

Цели и задачи

Цель: изучение постулатов специальной теории относительности.

Задачи:

- проанализировать причины появления СТО;

- рассмотреть постулаты СТО;

- рассмотреть инвариантность модуля скорости света в вакууме;

- изучить принцип относительности Эйнштейна.

Узнаем, научимся, сможем

На уроке

мы узнаем:

- о специальной теории относительности (СТО);

- о причинах появления СТО;

мы научимся:

- формулировать постулаты СТО;

- давать определение понятиям: событие, постулат, собственная инерциальная система отсчёта, собственное время, собственная длина тела, масса покоя, инвариант;

- применять постулаты СТО при описании событий;

- формулировать выводы из постулатов СТО;

мы сможем:

- объяснять противоречия между классической механикой и электродинамикой Максвелла и причины появления СТО;

- осуществлять подборку материалов о теории эфира, об экспериментах, которые привели к созданию СТО, о биографии А. Эйнштейна, о значении СТО для современной науки.

Время приёма светового сигнала

Сравните время приёма светового сигнала посланного с ракеты с одного и того же расстояния, если:

- ракета удаляется от наблюдателя;

- ракета приближается к наблюдателю.

Вспомните второй постулат СТО.

Время приёма одинаково

Время приёма с ракеты, приближающейся к наблюдателю, больше

Время приёма с ракеты, удаляющейся от наблюдателя, больше

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6