Экология. 11 класс

Урок 1. Экологические проблемы и охрана атмосферы

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 1. «Экологические проблемы и охрана атмосферы»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • основные виды загрязнения атмосферы;
  • какое влияние оказывает загрязнение атмосферы на здоровье людей, изменение климата;
  • на основании каких показателей рассчитывают европейский индекс качества воздуха;

Научитесь:

  • описывать тенденции глобальных и региональных климатических изменений;
  • формулировать суть проблемы истощения озонового слоя;
  • обосновывать меры по охране атмосферы;

Сможете:

  • характеризовать экологические последствия загрязнения атмосферы на региональном уровне;
  • применять экологические знания в жизненных ситуациях.

Глоссарий по теме:

Загрязнение атмосферы — привнесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

Парниковый эффект – повышение температуры нижних слоёв атмосферы планеты вследствие накопления парниковых газов.

Глобальное потепление — повышение средней температуры климатической системы Земли.

Озоновый экран (слой) - повышенная концентрация озона в стратосфере на высоте 20-25 км, который защищает наземные организмы от губительного жесткого ультрафиолетового излучения.

Фреоны — техническое название группы насыщенных алифатических фторсодержащих углеводородов, применяемых в качестве хладагентов, пропеллентов, вспенивателей, растворителей. Кроме атомов фтора фреоны могут содержать атомы хлора или брома.

Озоновая дыра́ — это локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.

Смог — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях..

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная:

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная:

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2018. – 302 с.
  • Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2016 году». – М.: Минприроды России; НИА-Природа. – 2017. – 760 с.
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

  • Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  • Министерство природопользования и экологии РФ. Особоохраняемые природные территории (ООПТ)России. Сайт: http://www.mnr.gov.ru

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Постоянство состава атмосферного воздуха (чистота) важнейшее условие существования человечества. Загрязнение атмосферы может быть естественным (за счет извержения вулканов, пыльных бурь, лесных пожаров и других природных процессов) и антропогенным- природным и искусственным или антропогенным ( выбросы топливно-энергетического комплекса, промышленных предприятий, транспорта).

Основными ингредиентами загрязнения атмосферы являются: оксид и диоксид и углерода, оксиды азота, оксиды серы, углеводороды и взвешенные частицы (пыль).

Накопление в атмосфере парниковых газов, способных задерживать и поглощать инфракрасное (тепловое) излучение поверхности Земли создает в атмосфере парниковый эффект. К основным парниковым газам (помимо главного водяного пара) относятся: диоксид углерода (СО2), метан (СН4), закись азота (N2O,), гексафторид серы (SF6), трифторид азота (NF3) и др. С парниковым эффектом непосредственно связано глобальное потепление климата. Глабальное потепление вызовет таяние льдов в Гренландии и Арктике, поднятие уровня Мирового океана, таянье вечной мерзлоты, смещению географических зон, к сокращению пригодной для жизни территорий. Изменение климата ведет к росту опасных гидрометеорологических явлений: ураганов, града, «ледяных дождей»; наводнений, цунами.

Загрязнение атмосферы хлор- и фторсодержащими фреонами, окислами азота приводит к разрушению озонового слоя. Высокие концентрации загрязняющих веществ промышленных районах и крупных городах при неблагоприятных метеорологических условиях ведут к образованию смога.

Одним из показателей качества атмосферного воздуха является Европейский индекс качества воздуха, который рассчитывают по пяти основным: O3 (озон), NO2 (диоксид азота), SO2 (диоксид серы), PM2,5 (взвешенные частицы диаметром меньше 2,5 микрометров) и PM10 (взвешенные частицы диаметром 2,5 - 10 микрометров).

Для предотвращения опасного изменения состава атмосферного воздуха подписан ряд международных соглашений: Венская конвенцию об охране озонового слоя; Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой; Киотский протокол о сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу.

Смог в Москве

В августе 2010 года в Москве наблюдался сильнейший смог. Разовые концентрации загрязняющих веществ на территории города превышали предельно допустимые концентрации по угарному газу почти в 7 раз, по взвешенным веществам почти в 16 раз, по диоксиду азота более, чем в 2 раза.

4 августа из-за густого смога было задержано около 30 рейсов в аэропорту Домодедово. Из-за ограничения видимости было запрещено движение судов по каналу имени Москвы.

Причиной столь неблагоприятной обстановки торфяные пожары. В связи с аномально жарким и сухим летом в Подмосковье было зафиксировано более 100 торфяных пожаров. Площадь пожаров составила около 200 гектаров. Первопричиной природно-торфяных пожаров, из-за которых и образуется смог, стало активное осушение подмосковных болот и добыча из них торфа в 20-60 годы XX века. Осушенные торфоразработки закрывались, но при этом не заполнялись водой. Торфяные пожары на них возникали всегда, но самые сильные из них произошли в 1972, 2002 и 2010 годах. После сильных пожаров 1972 года были начаты работы по обводнению торфяников. С развалом СССР прекратились работы по искусственному обводнению торфяников. В итоге в 2002 и 2010 годах Москву окутал густой и плотный смог.

После столь критической ситуации в 2010 году работы по обводнению торфяников возобновились, были восстановлены лесхозы. Это принесло результаты - существенных торфяных и лесных пожаров в Московской области не было.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Заполните пропуски в тексте.

Смог — чрезмерное загрязнение ___________ вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, ________________ и теплопроизводящими установками при определённых _____________ условиях..

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Смог — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях..

Подсказка: повторно посмотрите объясняющее видео

2. Текст задания: Установите соответствие между понятием и его значением.

Понятие

Значение

Парниковый эффект

1

привнесение в атмосферный воздух новых, нехарактерных для него физических, химических и биологических веществ или изменение их естественной концентрации.

А

Озоновый экран (слой)

2

локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли.

Б

Загрязнение атмосферы

3

повышенная концентрация озона в стратосфере на высоте 20-25 км, который защищает наземные организмы от губительного жесткого ультрафиолетового излучения.

В

Озоновая дыра́

4

повышение температуры нижних слоев атмосферы планеты вследствие накопления парниковых газов.

Г

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Правильный вариант/варианты:

1

2

3

4

Г

А

В

Б

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6