Экология. 11 класс

Урок 6. Биологические ресурсы. Биоразнообразие

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 6. «Биологические ресурсы. Биоразнообразие»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • что такое биоразнообразие и биологические ресурсы;
  • какую роль в сохранении биоразнообразия играет «Красная книга»;
  • последствия сокращения биоразнообразия.

Научитесь:

  • классифицировать уровни биологического разнообразия;
  • определять последствия сокращения биоразнообразия для конкретных территорий России.

Сможете:

  • объяснять экономическое, эстетическое и экологическое значения биоразнообразия;
  • приводить примеры редких, исчезающих и исчезнувших видов.

Глоссарий по теме:

Биоразнообразие (биологическое разнообразие) – разнообразие жизни во всех её проявлениях, а также показатель сложности биологической системы, разнокачественности её компонентов.

Биологические ресурсы – живые источники получения необходимых человеку материальных благ (пищи, сырья для промышленности, материала для селекции культурных растений, сельскохозяйственных животных и микроорганизмов, для рекреационного использования).

Сохранение биологического разнообразия – поддержание регулирующих механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное функционирование и устойчивое развитие биогеоценозов и биосферы в целом.

Красная книга – аннотированный список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов.

Эндемики, или эндемы (от греч. ἔνδημος – местный) – виды, роды, семейства или другие таксоны животных и растений, представители которых обитают на относительно ограниченном ареале, представлены небольшой географической областью.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  1. WWF (Всемирный фонд дикой природы). Сайт: http://www.wwf.ru.
  2. Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  3. Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды». Сайт: http://docs.cntd.ru/document/901808297.
  4. Министерство природопользования и экологии РФ. Особоохраняемые природные территории (ООПТ)России. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/activity/oopt/
  5. ООПРТ России. Сайт: http://oopt.aari.ru/
  6. Особо охраняемые территории Российской Федерации. Сайт: http://www.zapoved.ru/catalog
  7. Министерство природопользования и экологии РФ. Охотничье ресурсы. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/theme/okhota/
  8. Министерство природопользования и экологии РФ. Красная книга РФ. Животные. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/docs/strategiya_sokhraneniya_redkikh_vidov_zhivotnykh/128273/
  9. Министерство природопользования и экологии РФ. Красная книга РФ. Растения и грибы. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/docs/strategiya_sokhraneniya_redkikh_vidov_zhivotnykh/128260/

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Биологическое разнообразие нашей планеты огромно. Современная наука выделяет три уровня биологического разнообразия: генетическое, видовое и разнообразие экосистем. Значение биоразнообразия огромно как для экологии планеты, так и для экономического развития всех стран мира.

Для некоторых территорий характерны только определённые виды животных или растений, не встречающиеся более ни в одном другом уголке планеты. Такие виды называют эндемичными.

Высокое видовое разнообразие обеспечивает такие свойства сложных экосистем, как взаимная дополнительность их частей (в сообществах уживаются те виды, которые делят между собой экологические ниши и дополняют друг друга в использовании ресурсов среды), взаимозаменяемость видов (любой биоценоз может быть заменён другим, со сходными экологическими требованиями и функциями), регуляторные свойства (на основе обратных связей); надёжность обеспечения функций (создание и разрушение органического вещества, регуляция численности видов). Таким образом биологическое разнообразие – основное условие устойчивости жизни на Земле.

В связи со значительной антропогенной нагрузкой на все природные оболочки Земли, биоразнообразие на нашей планете неуклонно сокращается. Потеря биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем современности.

Для учёта видов, находящихся на грани вымирания, во многих странах, в том числе и в России создаются Красные книги.

Для сохранения биоразнообразия на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992) представителями 179 государств была принята Конвенция по биоразнообразию. В конвенции по биоразнообразию в качестве важнейших поставлены следующие задачи: сохранение биоразнообразия; устойчивое использование его компонентов; справедливое и равноправное получение выгод, возникающих в результате использования генетических ресурсов.

Первая Красная книга

«Пилотное» издание Красной книги международного союза охраны природы (МСОП) было выпущено небольшим тиражом в 1963 году. Два его тома включали сведения о 211 видах и подвидах млекопитающих и 312 видах и подвидах птиц. Красная книга была отправлена ключевым государственным деятелям и учёным.

Следующее издание Красной книги в трёх томах вышло в свет в 1966 году. Это издание носило уже «книжный» формат, но как и первое издание, она имела вид перекидного толстого календаря, любой лист которого мог быть заменён новым. Красная книга включала 292 вида и подвида млекопитающих, 287 видов и подвидов птиц, 36 видов земноводных и 119 видов пресмыкающихся. В Красную книгу Российской Федерации (1983 г.) вошло следующее число видов и подвидов: млекопитающих – 65, птиц – 108, рептилий – 11, амфибий – 4, рыб –10, моллюсков – 15, насекомых – 34.

Примеры заданий тренировочного модуля. Не менее 2

  1. Текст задания:

Расставьте подписи к изображениям основных причин сокращения биоразнообразия

Уничтожение местообитаний

Загрязнение окружающей среды

Браконьерство

Пожары

Правильный ответ:

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Уничтожение местообитаний

Загрязнение окружающей среды

Браконьерство

Пожары

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

2. Текст задания: Соберите изображение из частей

Заголовок: Мадагаскарская клювогрудая черепаха (Astrochelys yniphora) –. эндемик Мадагаскара грани исчезновения, был объявлен Комиссией по редким видам МСОП одним из самых «уязвимых» видов животных на нашей планете

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Правильные варианты:

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6