Экология. 11 класс

Урок 12. Традиционная и альтернативная энергетика. Экологически безопасные источники получения электроэнергии

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 12. «Традиционная и альтернативная энергетика. Экологически безопасные источники получения электроэнергии»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • о традиционных и альтернативных способах получения электроэнергии и их влиянии на окружающую среду;
  • принципы рационального использования энергоресурсов.

Научитесь:

  • классифицировать способы получения электроэнергии;
  • описывать традиционные способы получения электроэнергии, анализировать их преимущества и недостатки;
  • характеризовать альтернативные способы получения электроэнергии.

Сможете:

  • оценивать экологические риски получения электроэнергии традиционными способами;
  • оценивать зависимость между природными ресурсами и традиционными способами получения электроэнергии;
  • анализировать последствия нерационального использования энергоресурсов.

Глоссарий по теме:

Источники энергии – вещества и процессы, которые позволяют человеку получить необходимую для существования энергию.

Энергия – физическая величина, которая определяет способность тела (или системы тел) совершить работу. Чем большей энергией обладает тело, тем бóльшую работу оно может совершить.

Альтернативная энергетика – совокупность перспективных способов получения, передачи и использования энергии, которые распространены не так широко, как традиционные, однако представляют интерес из-за выгодности их использования при, как правило, низком риске причинения вреда окружающей среде.

Тепловые двигатели – устройства, способные превращать внутреннюю энергию топлива в механическую.

Теплоэлектростанция (ТЭС) – электростанция, вырабатывающая электрическую энергию за счёт преобразования химической энергии топлива в процессе сжигания в тепловую, а затем в механическую энергию вращения вала электрогенератора.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) – сложная система, включающая в себя совокупность производств, процессов, материальных устройств по добыче топливно-энергетических ресурсов их преобразованию, транспортировке, распределению и потреблению как первичных, так и преобразованных видов энергоносителей.

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) – разновидность тепловой электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов).

ГРЭС – государственные районные электростанции, обеспечивающие потребности экономического района и работающие в энергосистемах.

Гидроэлектростанция (ГЭС) – электростанция, использующая в качестве источника энергии энергию водных масс в русловых водотоках и приливных движениях.

Атомная электростанция (АЭС) – ядерная установка, для производства энергии в заданных режимах и условиях применения, располагающаяся в пределах определённой проектом территории, на которой для осуществления этой цели используется ядерный реактор (реакторы) и комплекс необходимых систем, устройств, оборудования и сооружений.

Единая энергетическая система (ЕЭС) – совокупность производственных и иных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике России.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная.

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В. М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  2. Ларина О. В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  1. Федеральная служба государственной статистики РФ. Сайт: http://www.gks.ru/
  2. Министерство природных ресурсов и экологии России. Сайт: http://www.mnr.gov.ru/theme/ekologiya/
  3. Министерство энергетики. Энергоэффективность. Сайт: https://minenergo.gov.ru/node/5195
  4. Государственная информационная система в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сайт: https://gisee.ru

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Интересные факты. Дом на солнечных батареях

В 1980 г. во Франции введена в эксплуатацию система теплоснабжения жилого дома, основанная на комбинированном использовании плоских приёмников солнечного излучения, теплонасосных установок и расположенного в грунте тёплового аккумулятора. На крыше дома были установлены 60 коллекторов солнечной энергии суммарной площадью 90 м2, под домом размещены пластмассовые трубки, через которые осуществлялся теплообмен с грунтом в режимах накопления и потребления энергии. При использовании системы для отопления дома объёмом 418 м3 и площадью 170 м2 была получена годовая экономия энергии в 65 % по сравнению с системой электрического отопления.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Расставьте подписи к изображениям.

Ветровая энергетика

Солнечная энергетика

Геотермальная энергетика

Биоэнергетика

Приливная электростанция

2. Тип задания: Соберите изображение из частей.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6