Экология. 11 класс

Урок 14. Водоснабжение населённого пункта

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 14. «Водоснабжение населённого пункта»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • как осуществляется водоснабжение населённых пунктов;
  • какие существуют методы очистки воды.

Научитесь:

  • классифицировать способы очистки воды;
  • определять принципы водоснабжения населённых пунктов.

Сможете:

  • анализировать примеры водоисточников населённых пунктов.

Глоссарий по теме:

Питьевая вода –вода, которая предназначена для ежедневного неограниченного и безопасного потребления человеком и другими живыми существами.

Водоподготовка – обработка воды, обеспечивающая её использование в качестве питьевой или технической воды.

Водоснабжение – подача поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

Водопотребление – использование воды с изъятием её из источника водоснабжения безвозвратно или с последующим частичным или полным возвратом в водоём или водоток.

Водопровод – инженерные сооружения, предназначенные для решения задач водоснабжения.

Коагулянт – это вещество способное вызывать или ускорять процесс объединения мелких взвешенных частиц в группировки (агрегаты) вследствие их сцепления при соударениях.

Биоиндикаторы – биологические индикаторы, организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Основная.

  1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительная.

  1. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  2. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  3. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  1. Всероссийский экологический портал. Сайт: http://ecoportal.su.
  2. Тенденции и динамика загрязнения природной среды РФ. Сайт: http://dynamic.igce.ru/.
  3. Федеральная служба государственной статистики РФ. Сайт: http://www.gks.ru/.
  4. Министерство природных ресурсов и экологии России. Сайт: http://mnr.gov.ru/theme/vodnye_resursy/.
  5. Все об экологии. http://www.ecocommunity.ru/news.php?flag=11.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Обеспечение населения качественной питьевой водой – одна из глобальных проблем человечества. Чтобы жить, человеку требуется в сутки, как уже говорилось, 2–3 л воды. В климатических условиях средней полосы нашей страны суточная потребность в воде составляет примерно 2,3–2,7 л. Однако, человеку важно не только количество воды, но и её качество.

Сегодня о качестве питьевой воды судят по пяти показателям: химический состав, органолептические показатели, токсикологический состав, микробиологические характеристики и общие показатели, влияющие на органолептические характеристики воды.

Система водоснабжения населённого пункта состоит из:

1) системы сооружений, производящих забор воды из природных источников;

2) очистных сооружений обработки воды, в которых улучшается её качество;

3) резервуаров чистой воды, из которых вода попадает к потребителю после очистки;

4) водопроводов, производящих доставку воды к потребителю.

Забор воды может осуществляться как из поверхностных, так и из подземных водоисточников. Система улучшения качества воды включает её осветление с помощью специальных химических веществ (коагулянтов), фильтрацию (как правило используются слои песка и угля) и обеззараживание (с помощью хлора, гипохлорита натрия, озонирования или облучения ультрафиолетовыми лучами). И на последнем этапе вода из специальных резервуаров по водопроводной сети поступает к нам в дома.

Помимо традиционных методов, при подготовке воды используют специальные живые организмы, которые реагируют на изменения окружающей среды своим присутствием или отсутствием, изменением внешнего вида, химического состава, поведения. Такой метод называется биоиндикация.

Это интересно. Советы на каждый день. Как сберечь чистую воду

1) Старайтесь плотно закрывать кран.

2) На время, когда вы чистите зубы, выключайте воду.

3) При мытье посуды не держите постоянно кран открытым. Если ваша раковина состоит из двух отделений, мойте посуду в наполненной водой раковине,

предварительно закрыв слив. Вымытую посуду ополаскивайте в отдельной ёмкости с чистой водой. Этот способ позволяет снизить потребление воды на мытьё

посуды в 3–5 раз. Использование посудомоечных машин хоть и более дорогой, но эффективный способ экономии воды и электроэнергии на мытьё посуды.

4) Используйте посудомоечную и стиральную машины только при полной загрузке.

5) Не размораживайте продукты под струёй воды из-под крана. Лучше всего заранее переложить продукты из морозилки в холодильник.

6) Принимая душ, вы в 5–7 раз снижаете потребление воды по сравнению с тем, когда вы принимаете ванну. Воды тратится меньше, если использовать в душе экономичный рассеиватель с меньшим диаметром отверстий.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

1. Текст задания: Выберите правильный ответ. Рост потребления пресной воды вызван:

1. возросшими энергетическими запросами населения

2. последствиями изменения климата планеты

3. демографическим ростом и мобильностью населения

4. увеличением производственных мощностей ведущих стран мира

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

3. демографическим ростом и мобильностью населения

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. возросшими энергетическими запросами населения

2. последствиями изменения климата планеты

4. увеличением производственных мощностей ведущих стран мира

Подсказка: просмотрите повторно объясняющий модуль

2. Текст задания: Выберите из списка правильный ответ.

рН относится к группе показателей, характеризующей ___ питьевой воды.

1. химический состав

2. органолептические свойства

3. токсикологический состав

4. общие свойства

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

4. общие свойства

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. химический состав

2. органолептические свойства

3. токсикологический состав

Подсказка: Химический состав – это количество анионов и катионов различных солей, растворённых в воде. Органолептические показатели человек определяет с помощью органов чувств. Токсикологический состав – это показатели, характеризующие отсутствие в воде вредных химических веществ в количествах, опасных для здоровья человека (свинец, мышьяк, частицы алюминия, остатки пестицидов, фенолов). К общим показателям относят те, которые влияют на органолептические характеристики воды.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6