Экология. 11 класс

Урок 17. Тренинг по социально-экологическому проектированию «Учимся проектировать»

Конспект урока

Экология, 11 класс

Урок 17. «Тренинг по социально-экологическому проектированию «Учимся проектировать»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Вы узнаете:

  • что такое социальные проекты экологической направленности, принципы социального проектирования

Научитесь:

  • как правильно формулировать цели и задачи для социальные проекты экологической направленности

Сможете:

  • потренироваться определять цели и задачи для социальных проектов экологической направленности.

Глоссарий по теме:

Проект (от лат — projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели) создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству.

Социальный проект, экологической направленности — самостоятельная научно-исследовательская работа, представляет собой программу реальных действий, в основе которых лежит актуальная экологическая, сельскохозяйственная, природоохранная проблема, требующая разрешения. Ее разрешение будет способствовать улучшению социальной, экологической ситуации в конкретном регионе, социуме.

Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект – природный объект, изменённый в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Нормативы в области охраны окружающей среды – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Оценка воздействия на окружающую среду – вид деятельности по выявлению, анализу и учёту прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления.

Экологическая экспертиза – установление соответствия документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Различают государственную экологическую экспертизу и общественную экологическую экспертизу.

Экологический аудит – независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований экологического законодательства и подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности с целью уменьшения влияния на окружающую среду деятельности.

Экологический контроль – система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения требований экологического законодательства.

Вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Ущерб – фактические или возможные потери, возникающие в результате негативных изменений в природной среде вследствие антропогенного воздействия.

Экономический ущерб от деградации окружающей среды (эколого-экономический ущерб) – денежная оценка негативных изменений компонентов окружающей среды под воздействием загрязнения.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).
  • Гражданский кодекс РФ [Электронный ресурс] // Информационный портал Кодексы и законы РФ: [сайт]. URL: http://www.zakonrf.info/gk/ (дата обращения: 23.10.2013).
  • Доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году". М.: Министерство экологии и природопользования Российской Федерации, 2012.
  • Доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году". М.: Министерство экологии и природопользования Российской Федерации, 2013.
  • Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Толковый словарь трактует слово «проект» как план, замысел, намерение.

Проект (от лат — projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) — это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели) создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству.

Социальный проект, экологической направленности — самостоятельная научно-исследовательская работа, представляет собой программу реальных действий, в основе которых лежит актуальная экологическая, сельскохозяйственная, природоохранная проблема, требующая разрешения. Ее разрешение будет способствовать улучшению социальной, экологической ситуации в конкретном регионе, социуме.

Чаще всего проектирование, как правило, предполагает командную работу, а важнейшей задачей проектной деятельности является налаживание взаимодействия внутри группы.

Методика работы над проектом состоит из нескольких стадий (ступеней, шагов), в разных условиях ступени могут объединяться, или добавляться новые.

Выявление экологических проблем вашего региона.

Экологические проблемы являются актуальными как для каждого человека, так и для общества в целом, поэтому они требуют внимательного рассмотрения и поиска решения. Проблемой может быть неудовлетворительное экологическое состояние пришкольной территории, нерациональное использование воды или электроэнергии в школе или дома и др. Выдвигаемая экологическая проблема, на решение которой направлен проект, должна быть конкретна и доступна для реализации. Отправными точками для выявления экологических проблем могут быть:

результаты собственных исследований;

анализ местной печати;

интервьюирование местной администрации;

опрос населения.

Анализ экологических проблем

Рассмотрите выбранные вами экологические проблемы с разных точек зрения.

Здесь вам предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Перебрав и обсудив каждый из них (экология, безопасность окружающей среды, благоустройство и инфраструктура и др.) следует выбрать одну. Она станет объектом исследования и разработки варианта решения злободневного вопроса.

Критерии значимости той или иной назревшей экологической проблемы могут быть следующие:

важность данной проблемы для области, села, школы, с точки зрения всего сообщества;

актуальность ее решения для определенных социальных групп;

возможность ее реализации (полностью или частично) силами команды.

Определение темы проекта.

Определите экологическую проблему, по которой будет создаваться ваш проект или проект вашей группы. Выдвигаемая экологическая проблема, на решение которой направлен проект, должна быть чётко сформулированной и доступной для реализации.

Определение цели и задачи проекта.

Цель проекта — это описание того, что необходимо достичь, нахождение способа решения проблемы. Формулировка цели возникает из проблемы, на решение которой направлен экологический проект.

Основные требования к формулировке цели:

достижимость в рамках данного проекта;

безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала реализации проекта;

предусмотреть итоговый результат проекта;

соответствие компетентности, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

После того как сформулирована цель проекта, определяются задачи,

направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают

детализировать поставленную цель, раскрывают ее.

Задача проекта — это деятельность, направленная на решение проблемы, конкретные шаги на пути достижения цели проекта.

Цель и задачи можно считать прописанными, если они соответствуют следующим условиям:

- описывают предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся

оценке;

- цель является общим итогом проекта, а задачи — промежуточными результатами, шагами;

- цели достижимы, а результаты поддаются измерению.

Разработка плана проекта.

Планировать — это пробовать заранее понять, что необходимо сделать, чтобы добиться желаемых результатов. Для этого необходимо создать программу действий. План должен быть простым и доступным для реализации. В разработке плана реализации проекта, поможет составление подобной таблицы, где прописывают этапы проекта, устанавливают временные рамки, определяют ответственных за выполнение каждого этапа.

Реализация плана действий проекта.

Этот этап, предполагает, что проектная команда сделает попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы.

В зависимости от тематики, сложности, актуальности проблемы проекта в этих целях возможны: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в региональные СМИ, подключение к этой работе общественных организаций регионального уровня, ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.

Презентация проекта.

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где вы должны представлять и обосновывать логику, актуальность и эффективность своего проекта.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

Распределите характеристики цели и задач проекта на соответствующие группы.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Цель проекта

Задачи проекта

  1. достижимость в рамках данного проекта;

4. промежуточные результаты

  1. безусловность
  1. конкретизация средств и способов реализации проекта
  1. предусматривает итоговый результат проекта
  1. предусматривает измеримость и подсчет

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все другие варианты

Подсказка: повторно просмотрите объясняющее видео

2.

По итогам социологического опроса, на выявление наиболее значимой для региона экологической проблемы был составлен анализ. Результаты анализа представлены в виде диаграммы. Исходя из данных диаграммы, распределите выявленные экологические проблемы в последовательности, начиная с самой актуальной для региона.

Правильные варианты:

1 Создание школьного лесничества

2 Очищение ручьев и родников

3 Сохранение сосновой рощи

4 Помощь местному зоопарку

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Правильный вариант/варианты:

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): -

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6