Экология. 11 класс

Урок 17. Тренинг по социально-экологическому проектированию «Учимся проектировать»

Социальные проекты экологической направленности

Тренинг по социально-экологическому проектированию «Учимся проектировать»

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Толковый словарь трактует слово «проект» как план, замысел, намерение.

Проект (от лат – projectus – брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд, торчащий) – это уникальная (в отличие от операций) деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение заранее определённого результата (цели), создание определённого, уникального продукта или услуги, при заданных ограничениях по ресурсам и срокам, а также требованиям к качеству.

Социальный проект экологической направленности – самостоятельная научно-исследовательская работа, представляет собой программу реальных действий, в основе которых лежит актуальная экологическая, сельскохозяйственная, природоохранная проблема, требующая разрешения. Её разрешение будет способствовать улучшению социальной, экологической ситуации в конкретном регионе, социуме.

Чаще всего проектирование, как правило, предполагает командную работу, а важнейшей задачей проектной деятельности является налаживание взаимодействия внутри группы.

Методика работы над проектом состоит из нескольких стадий (ступеней, шагов), в разных условиях ступени могут объединяться, или добавляться новые.

Выявление экологических проблем вашего региона.

Экологические проблемы являются актуальными как для каждого человека, так и для общества в целом, поэтому они требуют внимательного рассмотрения и поиска решения. Проблемой может быть неудовлетворительное экологическое состояние пришкольной территории, нерациональное использование воды или электроэнергии в школе или дома и др. Выдвигаемая экологическая проблема, на решение которой направлен проект, должна быть конкретна и доступна для реализации. Отправными точками для выявления экологических проблем могут быть:

- результаты собственных исследований;

- анализ местной печати;

- интервьюирование местной администрации;

- опрос населения.

Анализ экологических проблем

Рассмотрите выбранные вами экологические проблемы с разных точек зрения.

Здесь вам предстоит довольно детально проанализировать широкий спектр вопросов, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

Перебрав и обсудив каждый из них (экология, безопасность окружающей среды, благоустройство и инфраструктура и др.) следует выбрать одну. Она станет объектом исследования и разработки варианта решения злободневного вопроса.

Критерии значимости той или иной назревшей экологической проблемы могут быть следующие:

- важность данной проблемы для области, села, школы, с точки зрения всего сообщества;

- актуальность её решения для определённых социальных групп;

- возможность её реализации (полностью или частично) силами команды.

Определение темы проекта

Определите экологическую проблему, по которой будет создаваться ваш проект или проект вашей группы. Выдвигаемая экологическая проблема, на решение которой направлен проект, должна быть чётко сформулированной и доступной для реализации.

Определение цели и задачи проекта

Цель проекта – это описание того, что необходимо достичь, нахождение способа решения проблемы. Формулировка цели возникает из проблемы, на решение которой направлен экологический проект.

Основные требования к формулировке цели:

- достижимость в рамках данного проекта;

- безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала реализации проекта;

- предусмотреть итоговый результат проекта;

- соответствие компетентности, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

После того как сформулирована цель проекта, определяются задачи, направленные на реализацию конкретных этапов. Задачи помогают детализировать поставленную цель, раскрывают её.

Задача проекта – это деятельность, направленная на решение проблемы, конкретные шаги на пути достижения цели проекта.

Цель и задачи можно считать прописанными, если они соответствуют следующим условиям:

- описывают предполагаемые итоги выполнения проекта, поддающиеся оценке;

- цель является общим итогом проекта, а задачи – промежуточными результатами, шагами;

- цели достижимы, а результаты поддаются измерению.

Разработка плана проекта.

Планировать – это пробовать заранее понять, что необходимо сделать, чтобы добиться желаемых результатов. Для этого необходимо создать программу действий. План должен быть простым и доступным для реализации. В разработке плана реализации проекта, поможет составление подобной таблицы, где прописывают этапы проекта, устанавливают временные рамки, определяют ответственных за выполнение каждого этапа.

Реализация плана действий проекта

Этот этап, предполагает, что проектная команда сделает попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы. В зависимости от тематики, сложности, актуальности проблемы проекта в этих целях возможны: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в региональные СМИ, подключение к этой работе общественных организаций регионального уровня, ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т. д.

Презентация проекта

В рамках этого этапа проходит устная защита проекта, где вы должны представлять и обосновывать логику, актуальность и эффективность своего проекта.

Типы проектов

Практическая работа № 1

Практическая работа № 2

Типы проектов

В зависимости от цели классификации её основания могут быть разными.

По продолжительности выполнения

Краткосрочные проекты – до недели.

Среднесрочные проекты – от недели до месяца.

Долгосрочные проекты – от одного до нескольких месяцев.

По уровню и масштабу

- международные;

- национальные;

- межрегиональные;

- региональные;

- местные;

- школьные (проект образовательной организации);

- классные.

По количеству участников

Индивидуальный проект – один участник.

Парные проекты – два участника.

Групповые (коллективные) проекты – более двух участников.

По основной деятельности

Исследовательский проект подразумевает деятельность учащихся, направленную на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.

Практико-ориентированный проект характеризуется чётко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников.

Творческие проекты чаще всего не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).

По предметно-содержательной области

Монопредметный проект – проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.

Межпредметный проект – проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.

Надпредметный проект – внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6