Экология. 10 класс

Урок 5. Среды жизни и средообразующая деятельность организмов

Конспект урока

Экология, 10 класс

Урок 5. Среды жизни и средообразующая деятельность организмов

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Мы узнаем:

– среды жизни;

- средообразующую роль организмов.

Научимся:

- анализировать различия сред жизни, их экологические особенности;

- выявлять лимитирующие факторы для организмов в каждой из сред жизни.

Сможем:

- приводить примеры организмов, населяющих различные среды жизни.

Глоссарий по теме:

Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм (организмы).

Факторы среды – отдельные элементы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями.

Адаптация – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям внешней среды.

Лимитирующий фактор – экологический фактор, при выходе которого за границы максимума или минимума организму, или популяции грозит гибель.

Основная и дополнительная литература (точные библиографические данные с указанием страниц):

Обязательная литература:

  • Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

  • Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н.М., Чернова, В.М. Галушин, В.М.: Константинов; под род. Н.М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.
  • Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва : ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чем умолчали учебники).
  • Экологический словарь в 2-х томах/ Данилов-Данильян В.И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии):

  • Учение о биосфере: основные положения и понятия. АРТ консервация www.art- con.ru/node

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Среда обитания – это совокупность определённых абиотических и биотических условий, в которых обитает данный организм. Отдельные элементы среды, на которые организм реагирует приспособительными реакциями, носят название факторов.

По преобладающему фактору или комплексу факторов, которые называются средообразующими, выделяют 4 среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную и организменную.

Водная среда наиболее однородна, мало изменяется в пространстве, нет четкой границы между отдельными экосистемами, амплитуды значений факторов невелики, присуща высокая плотность и вязкость. По способам адаптации, выделяют группы водных обитателей: планктон, нектон, бентос, пелагос, нейстон. Воздействие человека проявляется в уменьшении прозрачности, изменении химического состава и температуры воды, в результате чего снижается концентрация кислорода, уменьшается продуктивность, происходит смена видового состава.

Наземно-воздушная среда – наиболее сложная среда по свойствам и разнообразию. Для нее характерны низкая плотность воздуха, большие колебания температуры, высокая подвижность атмосферы. Лимитирующими факторами являются недостаток или избыток тепла и воды. Для организмов типичны механизмы адаптации к температурному фактору: физический, химический, поведенческий.

Почвенная среда имеет свойства как водной, так и наземно-воздушной среды. В почвах невелики колебания температур, есть поры, заполненных воздухом, мелкие организмы живут как гидробионты, существует вероятность дефицита кислорода. К специфическим свойствам относится плотное сложение. Почва — наиболее насыщенная живыми организмами часть биосферы. Лимитирующие факторы: недостаток тепла, недостаток или избыток влаги, реже недостаток кислорода или избыток углекислоты.

Живые организмы также могут выступать средой обитания.

Интересные факты:

Заголовок: Адаптация к условиям среды

Жираф (лат. Giraffa camelopardalis) – самое высокое наземное животное на нашей планете, его рост достигает 6 метров, причем 1/3 – это шея. Длинная шея является отличительной особенность жирафа, язык тоже очень длинный около 45 см. Это помогает жирафу добывать пищу и является результатом адаптации к условиям жизни. Весит взрослый жираф 1-2 тонны, причем 10 кг приходится на его сердце, а 250 кг – на шею. Интересно, что пятна на шкуре жирафа всегда уникальны, как отпечатки пальцев у человека. Шаг жирафа составляет более 4 метров, а бежать он может со скоростью до 50 км/ч, при этом в основном использует передние ноги. Почти всю жизнь жирафа проводят стоя, и спят они тоже стоя причем не более 10 минут за один раз. От 16 до 20 часов в день жирафы посвящают еде. Чтобы избежать борьбы за еду самцы и самки едят листья с разных частей дерева.

Пример разбора заданий тренировочного модуля. Минимум 2 примера.

Текст задания: Вычеркните неверные утверждения.

Наземно-воздушная среда является самой простой как по свойствам, так и по разнообразию. Для организмов наземно-воздушной среды типичны три механизма адаптации к температурному фактору: физический, химический, биологический, поведенческий.

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные).

Правильный вариант/варианты:

Наземно-воздушная среда является самой простой как по свойствам, так и по разнообразию. Для организмов наземно-воздушной среды типичны три механизма адаптации к температурному фактору: физический, химический, биологический, поведенческий.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации): -

Подсказка: -

Текст задания: Разгадайте ребус.

Планктон

Нектон

Бентос

Нейстон

Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):

Правильные варианты:

Планктон

Нектон

Бентос

Нейстон

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6