Дидактические цели.

1.      Предметные:

Формирование представлений о колониях Древнего мира, знакомство с колонизацией, развитие умений соотносить исторические факты.

2.      Метапредметные.

2.1. Познавательные:

Формирование способности решать проблемные, творческие задачи, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

2.2. Регулятивные:

Формирование умения организовывать работу с различными видами и источниками информации.

2.3. Коммуникативные:

Формирование готовности формулировать собственное мнение.

Личностные:

Формирование представлений о непрерывности исторического развития, формирование интереса к важнейшим событиям истории.

Основные виды УУД:

Развитие умения работы с историческими документами, умение определять причинно-следственные связи, анализировать и делать выводы, осмысление нравственных уроков истории.

Основные дидактические единицы:

Великая греческая колонизация, география колоний, Босфорское царство, колонии на территории России.

 

1. Причины колонизации

В VIII веке до н.э. началась Великая греческая колонизация, которая продлилась 300 лет. В курсе древней истории вы уже сталкивались с термином “колония”. Это было в теме про Финикию. Начало колонизации в Греции связано с тем, что население росло, земли на всех не хватало. Начинался голод. Кроме того, когда жителей полиса становилось очень много, сложно было принимать решение на народном собрании.

2. Колонии

2.1 Обычно все люди полиса собирали деньги, для того чтобы отправить корабль на поиски обильных земель. Приезжавшие купцы рассказывали о том, что в чужих краях есть много незанятых полей. Сначала выезжал отряд разведчиков, который искал место на берегу моря с источниками пресной воды. Когда такое место было найдено, первым делом закладывали храм и площадь для собраний.

2.2 Колония поддерживала отношения со своим родным полисом жители колоний платили налоги и торговали со своей Родиной. Но со временем они становились самостоятельными. Во всех колониях греки насаждали свои порядки, говорили на своем языке, поклонялись своим богам. Развитие технологий у греков было выше, чем у местного населения. Поэтому происходили такие истории, как история Скила.

3. Скил

Скил был скифским царем и жил недалеко от колонии Ольвия. Его матерью была гречанка. Она научила сына греческому языку. Хотя Скил царствовал над скифами, он мечтал жить как грек. Часто царь приходил к стенам Ольвии, оставлял охрану снаружи и участвовал в греческих праздниках. Для этого он переодевался в хитон (это нижняя одежда, похожа на рубаху) и гиматий (большой кусок ткани, который набрасывали на плечи) и в таком виде ходил по улицам. немудрено, что он влюбился в гречанку и даже построил в Ольвии огромный дом для нее. Когда его соплеменники узнали об этом, Скила сочли предателем и казнили.

4. География колоний

Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было Западное направление в сторону острова Сицилии, Южной Италии, Южной Франции и Испании. На юге, в Африке, греки основали несколько колоний, например, Кирену. Двигаясь на северо-восток, греки селились по берегам Черного моря. Там было основано много колоний. Это территория современной России и Украины.

5. Боспорское царство

Самое мощное государство, которое возникла здесь - Боспорское царство. Оно возникло из греческой колонии, располагавшейся на берегах Керченского пролива (он соединяет Азовское и Черное моря). Столицей был город Пантикапей (нынешняя керчь). Оно входило в состав разных государств, но окончательно прекратило свое существование только в V в н.э., т.е. просуществовало почти 1000 лет. Пантикапей объединил вокруг себя разные полисы - Фанагорию, Киммерик, Нимфей. Главное, чем славилось Боспорское царство - выращивание злаков. Оно поставляло зерно греческим полисам. Демосфен рассказывает, что Афины получали с Боспора половину всего необходимого им привозного хлеба — около 16 тысяч тонн в год.

6. Колонии на территории России

На окраине Севастополя находятся развалины греческого города Херсонес. Сейчас здесь заповедник, и можно пройти и увидеть гороскопы на археологами древним улицам и увидеть остатки различных зданий. И это только начало. колонии были в городах Калос Лимен (северо-запад Крыма), Феодосия, Нимфей (17 км к югу от нынешней Керчи), Киммерик (Крым), Керкинитида (нынешняя Евпатория), Танаис (30 км к западу от нынешнего Ростова-на-Дону), Фанагория, Гермонасса и Кепы (Таманский полуостров), Торик (нынешний Геленджик), Питиунт (современный поселок Пицунда), Диоскуриада (современный Сухуми). И это не полный список.

7. Археология

Греки очень ответственно относились к торговле. Масло и вино для перевозки разливали в специальные сосуды - амфоры, на которые ставились клейма - знаки производителя, владельца, инспектора. Да, были и такие люди. Если продукт был некачественный, по клейму можно было определить торговца или винодела и подать жалобу. Ученые расшифровывают эти знаки и таким образом определяют, откуда прибыла та или иная амфора. Собрав эти данные, можно составить карту торговли колоний с греческими полисами и соседними народами.

 

8. Практикум

8.1 Просто ли работать археологам? Давайте посмотрим. Вот черепок, на котором сохранилась подпись. Рассмотрите ее. Имя написано по-гречески. Учтите, в древности все слова писали как мы сейчас сказали бы “заглавными” буквами. Здесь видны буквы HPAI или OHPAIO. Кто был этот человек? Винодел? Торговец? Неизвестно. Но имя греческое и написано герческими буквами. Этот осколок был найден в Херсонесе.

8.2 А вот два похожих фрагмента. На них тоже подписи буквами, но нанесены они не на случайное место, а именно на ручку. И по форме видно, что эти надписи прокатаны печатью, а не написаны от руки. Разобрать их сложнее, но тоже возможно. Это надписи магистратов.

8.3 Эта надпись интересна тем, что кроме имени содержит рисунок. Для работы археологи делают прориси надписей и рисунков - линейные изображения. Прориси читать проще.

8.4 Еще один интересный источник знаний о колониях - бытовые предметы.

 

Задание на усвоение материала ролика

Вставь пропущенные слова


В VIII веке до н.э. началась Великая греческая ____________, которая продлилась 300 лет. Ее начало связано с тем, что население росло, земли на всех не хватало. Начинался голод. Кроме того, когда жителей полиса становилось очень много, сложно было принимать решение на народном собрании.


Обычно все люди полиса собирали деньги, для того чтобы отправить корабль на поиски обильных земель. Приезжавшие купцы рассказывали о том, что в чужих краях есть много незанятых полей. Сначала выезжал отряд разведчиков, который искал место на берегу моря с _______________. Когда такое место было найдено, первым делом закладывали _____ и __________.


Скил был скифским царем и жил недалеко от колонии Ольвия. Хотя Скил царствовал над скифами, он мечтал жить как грек. Часто царь приходил к стенам Ольвии, оставлял охрану снаружи и участвовал в греческих праздниках. Он влюбился в гречанку и даже построил в Ольвии огромный дом для нее. Когда его соплеменники узнали об этом, Скила _____________.


Греческая колонизация имела три основных направления. Самым значительным было Западное направление в сторону острова ________, Южной Италии, Южной Франции и ________. На юге, в Африке, греки основали несколько колоний, например, ________. Двигаясь на северо-восток, греки селились по берегам Черного моря. Там было основано много колоний. Это территория современной России и Украины. Самое мощное государство, которое возникла здесь - _____________.


Задание А1

Древнегреческий историк Фукидид о начале Великой греческой колонизации

Лишь много времени спустя после вторжения дорийиев Эллада прочно успокоилась, в ней не было больше передвижений, и эллины стали выселять колонии: афиняне заселили тогда Ионию и большинство островов, пелопоннесцы — большую часть Италии, Сицилии и некоторые местности в остальной Элладе. Все эти места были заселены после Троянской войны.

В то время как Эллада становилась могущественнее, богатела еще больше прежнего... эллины начали снаряжать флоты и больше прежнего стремились к обладанию морем. Говорят, коринфяне первые усвоили морское дело... Коринф расположен на перешейке, и потому с древнейших времен там находился рынок. А так как в старину эллины, жившие на Пелопоннесе и за его пределами, сносились друг с другом больше сухим путем, нежели морем, и сношения эти совершались через Коринф, то коринфяне разбогатели... Когда эллины стали ходить по морям больше, коринфяне, заведя флот, обратились к уничтожению морских разбоев и, предоставляя для эллинов рынок, усилили свой город притоком богатств в него по обоим путям. У ионийцев флот появляется гораздо позже...


Вопросы к документу

1. Жители каких областей Древней Греции начали первыми создавать колонии?

2. Какие территории в первую очередь были заселены греческими колонистами?

3. Что мешало развитию морской торговли? Как греки боролись с этим злом?


Задание G3

Современный историк о направлениях греческой колонизации

Процесс развития греческого общества породил такое явление, как Великая колонизация... Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1.5—2 млн человек. В колонизации можно выделить три направления.

Наиболее мощным было западное... Сицилия и Южная Италия были так густо усеяны сетью греческих колоний, что стали называться «Великая Греция»... Особой активностью здесь отличался Коринф, один из крупнейших торгово-ремесленных центров Греции...

Большой мощностью отличалось и колонизационное движение в северо-восточном направлении. Здесь ведущую роль играл Милет... В VI веке до нашей эры колонизационная волна достигла Северного Причерноморья. Крупная колония Ольвия основана в устье Днепра. Целый ряд колоний возник в Крыму. Наиболее крупными из них стали Пантикапей (Керчь), Феодосия, Херсонес (Севастополь), Горгиппия (Анапа)…

Слабее представлена греческая колонизация в юго-восточном и южном направлениях, то есть на финикийском побережье, в приморских районах Египта и Ливии... В этих областях греческие колонисты встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фараонов. Вот почему здесь было основано лишь несколько поселений.

Составь собственную карту “Памятники истории Великой греческой колонизации на территории России”. Не забудь оформить легенду.


Задание В1

Расскажи о торговле колоний с метрополией, используя карту “греческая колонизация и боспорское царство”


Задание Е1

Современный историк о направлениях греческой колонизации

Процесс развития греческого общества породил такое явление, как Великая колонизация... Всего было выведено несколько сотен колоний с общим населением в 1.5—2 млн человек. В колонизации можно выделить три направления.

Наиболее мощным было западное... Сицилия и Южная Италия были так густо усеяны сетью греческих колоний, что стали называться «Великая Греция»... Особой активностью здесь отличался Коринф, один из крупнейших торгово-ремесленных центров Греции...

Большой мощностью отличалось и колонизационное движение в северо-восточном направлении. Здесь ведущую роль играл Милет... В VI веке до нашей эры колонизационная волна достигла Северного Причерноморья. Крупная колония Ольвия основана в устье Днепра. Целый ряд колоний возник в Крыму. Наиболее крупными из них стали Пантикапей (Керчь), Феодосия, Херсонес (Севастополь), Горгиппия (Анапа)…

Слабее представлена греческая колонизация в юго-восточном и южном направлениях, то есть на финикийском побережье, в приморских районах Египта и Ливии... В этих областях греческие колонисты встретили сильное сопротивление финикийских торговцев и стоящих за ними могущественных ассирийских, нововавилонских царей и египетских фараонов. Вот почему здесь было основано лишь несколько поселений.


Вопросы к документу

Какие земли получали название «Великая Греция» и почему?