Музыка. 1 класс

Урок 8. Народы России воспевают родной край

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 8. «Народы России воспевают родной край»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с песнями народов России о родном крае на основе практической работы по пластическому интонированию, изобразительным импровизациям и анализу их содержания.
  2. Жанровое многообразие и тембровый колорит песен народов России.
  3. Освоение приемов игры на элементарных народных инструментах.

Глоссарий по теме:

Песни о красоте родного края есть у каждого народа. Издавна человек умел любоваться красотой природы, восхищаться образами своей Родины. Любовью к родной земле пронизаны песни разных народов России. Наша страна огромна: путешествуя по ее просторам, мы увидим горы, равнины, поля, холмы, леса, моря, реки, озера. И в самых суровых, и в самых благодатных уголках России звучат песни, воспевающие родной край.

Их главное отличие от песен другого содержания, - мелодичность, нежная лиричность, задумчивость, мечтательность и, одновременно гордость, взволнованность. И это неудивительно: такие песни, прежде всего, выражают чувства человека, а не рассказывают какую-либо историю.

Мелодии этих песен близки людям разных национальностей. На каком бы языке они не звучали, мы понимаем их без перевода, нам представляются пейзажи нашей необъятной страны.

Множество песен сочинили люди о символах нашей Родины: о Волге-реке, о березке, о сирени, о ромашке. В каждом уголке нашей страны есть свои символы, воспетые в народном творчестве.

Некоторые песни повествуют об образах, может быть, незначительных, но дорогих сердцу человека: травинка или цветочек, облака или радуга и др.

И, конечно, у каждого народа нашей страны есть песни, рассказывающие через образы природы о величии и душевной красоте наших предков и современников.

Все песни о родном крае объединяет любовь к Родине, выраженная в красоте и трепетности интонаций.

Ключевые слова

Музыка, песни, народ, Россия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.
  3. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.
  5. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мульимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мульимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.

На уроке мы узнаем песни народов России о родном крае;

русские народные инструменты;

научимся исполнять их;

сможем понять принципы инструментального музицирования.

Основное содержание урока

  1. Как вы думаете, существует ли в мире язык, который понимают все люди земного шара? «Существует», ответите вы, и будете правы, потому, что это язык музыки. Каждый народ имеет свой музыкальный язык, как и свой разговорный. И этот музыкальный язык, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода. А сейчас послушаем песню. О чем поётся в ней?

Конечно, вы услышали, что песня рассказывает нам о красоте родного края. На территории России проживают разные народы. Давайте поразмышляем, может у каждого народа, проживающего в России есть свои песни, своя музыка, свои композиторы?

  1. Россия – великая страна. Она простирается «от южных морей до полярного края», так поется в гимне нашей страны. Для каждого россиянина очень дорог край, в котором он живет. Это и есть малая Родина человека. Это самый дорогой сердцу человека уголок. Ведь он в нем родился, вырос, окончил школу. Мы гордимся тем местом, где родились. Здесь живут наши родители, школьные друзья. Здесь мы впервые знакомимся с интересным и необычным. Здесь мы узнаем об истории своего края, о его праздниках и традициях, встречаемся с литературными и художественными произведениями своего края, здесь, чтим героев своей земли.
  2. Одно из самых ярких проявлений любви к своей Родине – песня. В каждом уголке нашей необъятной страны народ сочиняет и поет песни, в которых проявляет любовь к своему краю! Красота природы, традиции и обычаи народа воспеты в этих песнях. Они, подобно ручейкам, собираются в одну большую реку, несутся по просторам России, восхваляя нашу Родину. Давай совершим небольшое путешествие по просторам нашей Родины. Торопимся на вокзал, садимся в поезд… Счастливого пути! Ехать нам далеко… Во время поездки, чтобы не скучать, будем петь. Споем песню композитора Александра Варламова «Мы в поезде». Придумайте подходящие к этой музыке движения.
  3. Вот и первая остановка! Бурятия! Нас ждут горные хребты, быстрые реки и чистейшее озеро – Байкал. А вот и жители этих мест. Послушаем, что они расскажут в песне о своей любимой земле. Произведение, которое вы сейчас услышите, называется «Музыка Байкала». Вас удивляет необычный характер музыки и ее исполнения? Но это традиционно для тех мест, где живут буряты. Такой прием исполнения музыки, с древних времен использовавшийся шаманами, называется горловое пение. Какие чувства вызывает у тебя прослушанное произведение? Уверенное, раскатистое звучание музыки с повторяющимся ритмическим рисунком, создают картины: бескрайних степей, горных вершин, кристально чистых вод Байкала. Вы заметили, что в этом произведении несколько раз повторяется одна и та же музыкальная фраза? Часть музыкального произведения, которая повторяется, называется репризой. В нотной записи ее обозначают знаком, который вы видите на экране. Повтор - характерная черта народных музыкальных произведений.
  4. Наш поезд отправляется на север, туда, где живут эскимосы. Здесь очень холодно, длинные зимы, короткое холодное лето! И сколько снега! Здесь богатый животный мир. Здесь водятся олени, пушистые песцы, редкие черные белки, а летом, прилетают дикие гуси, и журавли. Рассмотри картину художника Аркадия Рылова: «В голубом просторе». Какую музыку ты слышишь, глядя на эту картину? Возможно, ты представляешь себе стаю журавлей, несущихся над необъятными просторами тундры. Послушай эскимосскую песню «Журавли», и определите ее музыкальный образ. Вникая в это лирическое произведение, мы слышим крик журавлей, их красивые танцы, мы можем представить себе их сборы и перелет в теплые края. Музыка звучит широко, распевно, как будто стая журавлей кружит над тундрой. Образ журавлиной стаи, передает хор – певческий коллектив, состоящий из певцов, поющих вместе и слушающих друг друга.
  5. Путешествие продолжается! И на этот раз направление нашего поезда на юг, на Кавказ! Величавые горы встречают нас. На их склонах расположились аулы, которые населяют - черкесы, ингуши, осетины, чеченцы, дагестанцы и другие народы. У подножья гор раскинулись современные красивые города. Любовь к родной природе, к родной земле воспета в музыке народов Кавказа. Послушайте, подпевая и передавая движениями характер карачаевской песни Хусейна Айбазова - «Карачай –мой горный край». К какому жанру можно отнести это произведение? Музыка этой песни - пламенная, танцевальная, бодрая, резвая, стремительная, передает характер южных жителей нашей страны.
  6. Но вот пришла пора, нам отправляться в центр России, а по пути, нас в гости приглашает Татарстан. Сделаем следующую остановку в главном городе Татарской республике Казани. День нашего путешествия подходит к концу. Наступил вечер, из открытого окна до нас доносятся звуки колыбельной песни. Какой музыкальный образ передают колыбельные песни? Как они звучат? Можем ли мы узнать колыбельную песню, не зная языка, на котором ее поют? Давайте прислушаемся и тихо, нежно, ласково, подпоем.
  7. Теперь вы знаете, что для каждой местности характерны песни, передающие красоту ее природы, обычаи и традиции горячо любящих свой край людей. Во всех уголках нашей многонациональной России, звучат песни о нашей Родине.

Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия, –
Что может быть сердцу милей?

(Владимир Гудимов)

Наш поезд приближается к конечной станции. Путешествие подходит к концу. Пора подвести итоги. Сегодня мы познакомились с песнями народов России о родном крае, научились их исполнять, поняли их особенности.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Послушайте музыку.

Из предложенных вариантов ответа выберите тот, который по вашему мнению соответствует прозвучавшей музыке.

Варианты ответов:

А) Якутская народная песня

Б) Удмуртская народная песня

В) Марийская народная песня

Название файла с аудио к вопросу: аудио3.mp3. Удмуртская народная песня. «Ручеёк».

Правильный вариант: Вариант Б.

Неправильные варианты: все другие варианты.

Подсказка:

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6