Музыка. 1 класс

Урок 3. В гостях у композиторов и исполнителей

Конспект урока

Музыка, 1 класс

Урок 3. «В гостях у композиторов и исполнителей»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Выявление характерных черт простых музыкальных жанров (песни, танца и марша) и осознанию жизненности содержания музыки на основе знакомства с некоторыми образцами творчества П.И. Чайковского.
  2. Формирование представления о деятельности музыкантов-исполнителей, о приемах игры на фортепиано.

Глоссарий по теме:

Песня, танец, марш – основные жанры музыки, на которых строится весь ее мир. Жанровая принадлежность выявляется, прежде всего, в мелодии и ритме музыкального произведения. Песня, танец и марш как жанры музыки появились не случайно: ни сопутствуют повседневной деятельности человека. С древних времен люди любили петь, танцевать и ритмично шагать. Помогало в этом пение и инструментальное сопровождение.

Классическая и современная музыка обогатилась огромным разнообразием жанров, но в основе всех этих жанров, - песня, танец и марш.

Ключевые слова

Песня, танец, марш. Солист, ансамбль, композитор, музыкант, исполнитель, хор, оркестр. Имитация, интонация, мелодия, ритм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Музыка. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017.
  2. Музыка. 1 класс. Электронная форма учебника.
  3. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014.
  4. Словарь юного музыканта / Л.В. Михеева. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2005.
  5. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мульимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
  6. Учимся понимать музыку. Серия «Школа развития личности Кирилла и Мефодия». Практическое мульимедиа-пособие. – М.: Нью Медиа Дженерейшн, 2007.

На уроке мы узнаем, о чем рассказывает музыка;

научимся различать ее жанры;

сможем участвовать в исполнении.

Основное содержание урока

Сегодня мы отправимся в путешествие и побываем в гостях у композиторов   и исполнителей. Заглянем в концертный зал и послушаем музыку. Какие чувства она у вас вызывает? Каков ее характер: песенный, танцевальный или маршевый? Конечно, вы с легкостью узнали вальс! Можете ли вы предположить, какой композитор его сочинил? Возможно, вы догадались, что автор этой музыки – Петр Ильич Чайковский. Итак, наше путешествие мы начнем с музыки великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. На предыдущих уроках вы уже познакомились с этим произведением великого русского композитора. Постарайтесь ответить на вопросы: Как зовут композитора, который сочинил эту музыку? Каков характер ее звучания? Кто исполняет это произведение? Эта торжественная, величественная музыка - Концерт №1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Давайте послушаем фрагмент еще раз и представим себя в роли дирижера оркестра. Постарайтесь почувствовать мелодию, ее настроение, и те эмоции, которые она передает вам. Постарайтесь выразить жестами дирижера, то, что вы почувствовали.

Давайте отправимся в гости к великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Петр Ильич родился 25 апреля 1840 года в городе-заводе Воткинске, расположенном на Урале. Его замечательная семья была дворянского происхождения, в ней было много детей. В доме Петра Ильича всегда играла музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано и органе. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян. Как вспоминал позже Петр Ильич: «Я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки». В последствие это отразилось на всем его творчестве.

Весной 1878 г. Чайковский вернулся в Россию после путешествия за границей. Он с наслаждением отдыхал в селе Каменка на юге Украины в обществе близких ему людей – своей любимой сестры Александры Ильиничны, ее мужа и их детей. Почти все свое свободное время Петр Ильич проводил в кругу своих племянников и племянниц. И чего только не придумывал Чайковский для своих маленьких друзей! Веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами. Петр Ильич любил слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно трепетно он относился к занятиям семилетнего Володи Давыдова. Слушая игру маленького Боба, как шутливо называл Володю Чайковский, он думал о том, что сочинений, предназначенных для детей не так уж много. Тогда-то и задумал он создать для ребят альбом фортепианных пьес.

Раннее утро. Ребенок только что проснулся, и обрывки сновидений еще стоят перед глазами. Но пора вставать, ведь впереди еще целый день радостных игр и забав. Лучше всего начать безудержно скакать на воображаемой палочке верхом, как на коне. А вот и мама добрая, но строгая. Потом можно заставить маршировать солдатиков или поиграть с любимой куклой.

А может потанцевать? Камаринская, вальс, мазурка, полька! А что может быть лучше песен – веселых и грустных, медленных и задорных! Итальянская и немецкая, неаполитанская, русская и даже старинная французская – песенок так много на свете, что едва успеешь пропеть, как наступает вечер. Пора спать. Няня расскажет сказку про Бабу Ягу, и про добрых волшебников, незаметно прокрадется сон. И на фоне издалека доносящихся звуков хора послышится голос жаворонка или звуки шарманки.

Как вы думаете, о ком и о чем этот рассказ? Правильно, это рассказ об одном дне ребенка, возможно Петр Ильич рассказывал и о своем детстве. Но рассказ этот необычен. Он написан звуками музыки. Чайковский сочинил его для детей, начинающих обучение игре на фортепиано. В этих музыкальных страничках «Детского альбома» - так назвал композитор свой сборник – яркая, легко запоминающаяся мелодика, поразительное разнообразие музыкальных образов.

Вы обратили внимание, какой инструмент исполнял это произведение? Это фортепиано. Чайковский любил фортепиано и называл его «поющим инструментом». Фортепианные пьесы из «Детского альбома» очень разные по характеру, но все их можно разделить на три музыкальных жанра: Песня, Танец, Марш.

Сегодня мы познакомимся с тремя произведениями «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Попробуйте самостоятельно определить жанры, в которых они написаны. Открывает наше знакомство пьеса «Шарманщик поет». Как вы думаете, к какому жанру принадлежит эта пьеса? Мелодия этой пьесы, напевная, плавная, в неторопливом темпе, напоминает нам протяжную песню уличного музыканта. Мы можем с вами сказать, что пьеса «Шарманщик поет» песенного характера.

Следующая пьеса – «Мазурка». А знаете ли вы, что мазурка — это польский народный танец, который танцуют в паре? Мазурка очень изящный и подвижный танец. Петр Ильич Чайковский очень точно передал в пьесе «Мазурка» танцевальный характер.

Думается, жанр следующей пьесы вы определите безошибочно. «Марш деревянных солдатиков» звучит бодро и торжественно: это одна из самых популярных детских пьес. Слушаешь и представляешь, как марширует под эту музыку целое войско деревянных солдатиков. Скорее всего, и вам захотелось взять в руки барабан и гордо пройтись, как настоящие бравые солдаты, чеканя каждый шаг. Давайте помаршируем вместе с ними. Удобно ли вам было бы маршировать под эту музыку? Действительно, в этой пьесе мы ощущаем чеканную поступь марша и ритмы барабанной дроби, но маршировать неудобно из-за убыстренного темпа, и мы чувствуем легкую поступь и понимаем, что маршируют игрушки. Но все равно это настоящий марш.

Произведения Петра Ильича Чайковского написаны в разных жанрах, для разных инструментов и известны на весь мир. Их исполняют великие музыканты и начинающие. Фортепианная музыка Петра Ильича необычайно мелодична и понятна всем. На прошлых уроках мы познакомились с игрой известного современного пианиста Дениса Мацуева. Давайте послушаем музыку Чайковского в его исполнении. Какую искренность, какие чувства дарит нам музыкант, играющий за роялем!

Национальный филармонический оркестр России — это незабываемое впечатление! Сколько музыкальных инструментов, сколько красочных неповторимых тембров, большое количество великолепных музыкантов играют вместе. Слушатели замирают, когда на сцену поднимается дирижер - Владимир Спиваков.

Особый эстетический восторг - балет. Завораживающая музыка, оркестр и изящные балерины, кружащиеся в танце.

Вы познакомились с биографией и фортепианным творчеством Петра Ильича Чайковского. Теперь вы знаете, что все творчество Чайковского связано с его необыкновенной любовью к традициям, культуре, природе и, конечно, музыке русского народа. В своих произведениях он рисовал звуками шум ветра, пенье птиц, шелест дубрав, течение реки, завывание вьюги, времена года. Такое подражание звукам природы называется имитация. Вы узнали, что музыка может многое рассказать о жизни композитора, его пережитых впечатлениях или воображаемых мечтах. От этих эмоций зависит, какой будет музыка, грустной или веселой, напевной или ритмичной. Вы научились видеть в звуках картины природы и действия людей и по характеру и настроению музыки определять музыкальный жанр, в котором она написана.

Настало время снова побыть в роли композитора и исполнителя: поиграть на фортепиано, как настоящим музыкантам, придумать свои собственные мелодии, как настоящим сочинителям. Помогут нам в этом фортепианная клавиатура и нотный стан, которые ждут вас на другой страничке этого урока.

Итак, на примере произведений «Детского альбома» вы познакомились с жизнью и творчеством Петра Ильича Чайковского, научились различать музыкальные жанры и видеть в звуках картины природы, узнали о жизненном содержании музыки.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Вставьте пропущенные названия жанров и музыкальных произведений в таблицу.

Правильный ответ:

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6