Окружающий мир. 2 класс

Урок 17. Итоговый урок по разделу «Жизнь города и села»

Конспект урока

Окружающий мир 2 класс.

Урок 17. Итоговый урок по разделу «Жизнь города и села».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1.Что узнали о природе, чему научились?

2.Что узнали об обществе, чему научились?

Глоссарий по теме:

Экономика - искусство ведения хозяйства.

Промышленность - отрасль экономики, занимающаяся производством предметов потребления, добычей природных ресурсов и дальнейшей их обработкой.

Ключевые слова:

Город; село; экономика; хозяйство; промышленность; торговля; производство; технологии; природные материалы; культура; образование; профессия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2017. с. 67-88.

Дополнительная литература:

  1. Атлас - определитель «От земли до неба» с. 193-194, с. 196-197.

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Сегодня на уроке мы с вами подведем итог по разделу «Жизнь города и села». Вспомним, что такое экономика и её составные части, как люди используют природные материалы для изготовления различных предметов, вспомним разнообразие строительных машин и материалов, вспомним об истории развития транспорта, о разнообразии учреждений. Понаблюдаем за зимними явлениями в живой и неживой природе. Мы отправимся в путешествие по маршруту, который называется «Жизнь города и села». Во время путешествия мы будем делать остановки, где мы сможем узнать много интересных фактов о жизни и труде человека, о природе зимой. Отправимся в небольшое путешествие в прошлое и узнаем о первом в России музее.

Желаю вам приятного путешествия, ребята!

  1. Начинаем мы наше путешествие с экономики. Что такое экономика? Экономика – это хозяйственная деятельность людей. Все составные части экономики взаимосвязаны.

Давайте вспомним и перечислим составные части, или отрасли экономики. Наша экономика начинается с того, что мы сталкиваемся с различными предметами: одежда, мебель, книги, продукты питания. Какие части экономики нам это создают? Фабрики, заводы – это промышленность. Хлеб, молоко, овощи, мясо – производит сельское хозяйство.

Но промышленность и сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты. Какая часть экономики нам в этом помогла? Это торговля. Торговля - это магазины, ларьки, рынки, торговые точки. Есть еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, не было бы заводов и фабрик, промышленности. Какая это часть? Это – строительство. И, конечно же, еще одна часть экономики – это транспорт.

Все части экономики – промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство и торговля – тесно взаимосвязаны. Например, без транспорта не доставить строительные материалы на стройку, не обработать землю, не доставить продукты в магазины.

Все произведённые различными отраслями экономики товары можно приобрести за деньги. Экономика не может работать без денег.

  1. Следующая наша остановка называется «Производственные цепочки». Давайте вспомним, из чего и как люди изготавливают различные изделия. Каждый предмет изготавливают очень долго и много людей. Порядок изготовления предмета - это производственная цепочка.

Вспомним, как рождается книга -

1.Срубают деревья.

2. Получают целлюлозу.

3.Автор пишет текст.

4.Художник иллюстрации.

5. В типографии печатают книги.

А как получают металл?

1.Добывают железную руду.

2. Затем руда попадает на завод, плавится и становится жидкой. Так получают чугун.

3.Из чугуна варят сталь.

4.Из стали делают разные предметы.

В каждую вещь вложены природные материалы, большие знания и нелёгкий труд людей. Поэтому к вещам нужно относиться бережно.

  1. На следующей остановке мы будем вспоминать, как строят дома.

Дома бывают разные: кирпичные, деревянные, каменные. На строительство каждого дома идут определённые строительные материалы. Чтобы построить хороший крепкий дом, нужна дружная слаженная работа людей разных профессий и хорошая техника. В городах и сёлах люди строят много новых домов. При этом используют разнообразные строительные материалы и строительные машины.

  1. Наша следующая остановка – транспорт. Транспорт можно разделить на группы в зависимости от того, для чего он используется. Транспортные средства по их принадлежности кому-то можно разделить на две группы: личный транспорт и общественный.Если мы хотим разделить транспорт на средства передвижения человека, то получим такие группы – наземный, водный, воздушный и подземный.

Ещё, транспорт можно разделить на группы в зависимости от того, для чего он используется – пассажирский транспорт, грузовой и специальный.

  1. Далее мы остановимся на станции «Культура и образование» и вспомним, какие бывают учреждения культуры и образования. Учреждения культуры – это музеи, театры, цирки, выставочные залы, концертные залы, библиотеки. Много лет назад люди начали собирать дорогие и памятные вещи. Такие коллекции оружия, украшений, книг в Древней Руси хранились в монастырях и в соборах и почти никому не показывались. Только в 1719 году при Петре Первом в Петербурге открыли Кунсткамеру – собрание диковинок для всеобщего обозрения. Это был первый русский музей. С тех пор у нас в стране появилось много государственных музеев.
  2. Учреждения образования – это школы, лицеи, гимназии, колледжи, университеты, консерватории. В этих учреждениях люди получают образование, специальность.

Учреждения культуры и образования играют большую роль в жизни каждого человека.

  1. Далее мы остановимся на станции «Профессии» и вспомним о разнообразии профессий и их роли в жизни человека. Что означает слово «профессия»? Вот что говорится об этом в словаре Сергея Ивановича Ожегова: профессия — это основное занятие человека, его трудовая деятельность. Продавец, водитель, ткачиха, комбайнер, маляр, сталевар, доярка, кассир, учитель, врач, каменщик - И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии невозможно. Существует множество разных профессий. И все они очень важны. Труд людей многих профессий тесно связан. Например, при строительстве дома профессия строителя связана с профессиями инженера, шофера, электрика, водопроводчика, газовщика, каменщика, маляра. Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или у него «золотые руки».
  2. Последняя наша остановка - мы отправимся в гости к зиме и вспомним, какие изменения происходят в живой и неживой природе в это время года. Оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозь – это примеры зимних явлений в неживой природе. Много интересного можно наблюдать и в живой природе. Зима – период покоя в жизни растений. Зимой мы не сможем увидеть зелёные листья на деревьях, цветущие луга и поля. В течение долгого времени растения испытывали на себе влияние зимы – холода и морозов. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек. В конце зимы под снежным покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Зелёными в зимний период остаются не только хвойные растения, но и некоторые травянистые: земляника, пшеница, клюква. Снег для этих растений – тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть. Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом. Выяснилось, что под снегом температура выше на 17-20 градусов. Оказывается, снег защищает не только растения, но и согревает животных. Например: зимой лоси отдыхают, закопавшись в снегу. На поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. Лесные мыши и мыши полевки делают себе ходы под снегом и свободно перемещаются, добывая там желуди, орехи, зеленую траву, а так же ветки у которых обгрызают кору. Мы их не можем услышать, а вот лисы и ласки хорошо слышат шуршание мышей и охотятся на них. Многие животные делают себе к зиме запасы и утепляют свое жилище. Многие зимой впадают спячку. Некоторые животные ищут корм в природе. Некоторые птицы улетают зимовать в тёплые края. Это – перелётные птицы. Птицы, которые остаются зимовать, называются зимующие. На многих деревьях: рябине, клене, акации, шиповнике – на зиму сохраняются плоды. Для зимующих птиц это отличная столовая. Наше путешествие подошло к концу. Сегодня мы многое вспомнили и повторили. На странице 88 рабочей тетради вы сможете проверить и оценить свои достижения по разделу «Жизнь города и села». Наше путешествие было интересным и полезным.

Разбор типового тренировочного задания:

  1. Текст вопроса: Соедините картинки.

Правильный вариант ответа:

Разбор типового тренировочного задания:

2. Текст вопроса: Вставьте пропущенные слова.

Учреждения культуры –

Варианты ответов: музей; больница; театр; школа; библиотека; выставочный зал; магазин; цирк; концертный зал.

Правильный вариант ответа:

Учреждения культуры - музей; театр; библиотека; выставочный зал; цирк; концертный зал.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6