Вид занятия: Рисование с натуры.

Цель урока: Познакомиться с основными ключевыми понятиями акварельной живописи.

Задачи урока:

  1. Образовательные задачи;

  2. Задачи развития;

  3. Задачи воспитания.

Результаты освоения темы урока:

  1. Личностные:

а) сформировать художественно-эстетические потребности;

б) сформировать самостоятельность и личную ответственность в процессе обучения изобразительной деятельности;

в) развить образное мышление, пространственные представления и художественно-изобразительную способность.

  1. Метапредметные:

а) научить самостоятельно определять цели и задачи учебной деятельности;

б) научить видеть и определять художественно-эстетические ценности и понятие, сравнивать и анализировать, обобщать и классифицировать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, логически рассуждать и делать выводы;

в) сформировать умения использовать основы изобразительной грамоты для решения художественно-творческих задач.

  1. Предметные:

а) ученик должен овладеть практическими умениями и навыками изобразительной деятельности;

б) сформировать навыки работы с различными материалами и в разных художественных техниках;

в) уметь различать и применять на практике разные виды художественной деятельности (живопись, рисунок, скульптура, декоративно-прикладное искусство и др.)

Оборудование:

Мольберт, палитра, бумага, распылитель, акварельные краски, акварельные кисти, емкость для воды.

План урока:

  1. Организационный момент (2-3 мин);

  2. Изложение нового материала (10-15 мин);

  3. Практическая работа (25-30 мин);

  4. Подведение итогов урока (3-5 мин).

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Этап мотивации. Рассказ о жанре. Сельский и городской пейзаж. История жанра. Взаимосвязь с наблюдением и сопереживанием. Личные впечатления.

Мечта об утраченном рае. Сельский пейзаж в русской и советской живописи.

Рассказ сопровождается демонстрацией картин художников.

Подборка слайдов. Беседа и комментарий картин. Саврасов А.К., Левитан И.И., Ромадин М.Н., Дейнека А.А., Грицай А.М.

  1. Изложение нового материала.

Тема и мотив.

Проблема пространства в изображении.

Дорога весной и дорога осенью.

Вертикаль и горизонталь в композиции. Вопросы психологического восприятия.

Поэзия в изображении пейзажа. Примеры . Репродукции. Саврасов, Левитан, Ромадин, Дейнека, Грицай, Поленов, Тернер, Уайет, Мосийчук.

Дело в композиции!

Упражнение по компоновке выбранного мотива в листе.

Проблема выбора формата.

Выбор настроения.

Ритм .

Использование рисования на стекле.

  1. Практическая работа.

Акварель и пейзаж.

Проблемы техники.

Демонстрация исполнения элементов композиции.

Работа с кистью. Работа с губкой. Особенности техники акварели.

Последовательность работы.

Облака. Работа по заготовленным методическим пособиям.

Линия горизонта. Силуэт дерева. Силуэт леса.

Ритм пятен в изображении дороги. Изображение и передача пространства.

Линейная и воздушная перспектива.

Исполнение работы акварелью

Весенний пейзаж с дорогой.

Майское утро.

Разделение листа. Точка зрения.

Композиция. Тон. Колорит. Линия горизонта. Пятно поля, как повтор ритма. Акцент. Деталь. Завершение.

  1. Подведение итогов.

В качестве пожелания мы рекомендуем Вам ребята завести небольшой альбом и делать ежедневно наброски и зарисовки с натуры всего того, что Вам интересно.

Успехов Вам в творчестве и учебе.

Литература:

Акварель. Советы начинающим. Из творческого опыта. Остоумова-Лебедева. – М., 1991

Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ сост. Н.Н. Фомина, вступ. статьи Н.Н. Фомина, Т.А. Копцева. – М., 2009

Баушмарк Р. Старая пинакотека. Мюнхен / пер. с нем. М. Кларк, У. Вайнберг. – Лондон; Мюнхен, 2002

Выготский Л.С. Собр. соч. / Л.С. Выготский. – М., 1984

Долгополов И. Мастера и шедевры: в 3 т. – М., 1986

Игнатьев С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учеб. пособие для вузов. – М., 2007

Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: учеб. – М., 1998

Кузин В.С. Рисунок, Наброски и зарисовки: учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2004

Кузин В.С. Психология живописи: учеб. пособие для вузов. – М., 2005

Ли Н.Г. Рисунок. Основы академического рисунка: учеб. – М., 2006

Ломов С.П. Живопись: учеб. – М., 2008

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. 5—9 классы. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П., Игнатьев С. Е., Кармазина М. В. Искусство. Изобразительное искусство. Учебник. В 2 ч. 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь для 5 класса. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. и др. Искусство. Изобразительное искусство. Методическое пособие 5 класс. М.: Дрофа. 2016

Ломов С.П. Русские живописцы XVI-XIX веков: учеб. пособие. Беседы об искусстве для школьников. – М., 1997

Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Рисунок и живопись пейзажа: пособ. по рисунку и живописи для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1975

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания. М., 2006

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство 5-8 кл. - М., 2006

Унковский А.А. Живопись темперой и гуашью: учебно-метод. пособие для студентов-заочников худож.-граф. фак-тов пед. ин-тов. – М., 1980

Интернет ресурсы:

http://rosdesign.com

http://www.rah.ru

http://www.webartplus.narod.ru