Русский язык. 2 класс

Урок 50. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Конспект урока

Русский язык. 2 класс.

Урок 50. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1) Мягкие и твёрдые согласные звуки.

2) Показатели мягкости согласных звуков на письме.

Глоссарий по теме:

Мягкие согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, средняя часть языка поднимается к нёбу.

Твердые согласные звуки – это согласные звуки, при произнесении которых, поднимается к нёбу задняя или передняя часть языка, или язык вообще не поднимается к нёбу.

Показатели мягкости согласных звуков на письме – это буквы Ь, Ю, Я, Е, И, Ё.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 120 – 123.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.55-58.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. — С. 59 - 63.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 38 - 39.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 32.

Тихомирова Е .М. Тренажёр по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: .: Издательство «Экзамен», 2018. — С.43-45.

Тихомирова Е. М. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1: к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1.» ФГОС ( к новому учебнику) – М.: Издательство «Экзамен», 2017. — С. 66 - 71.

Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 2 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Е. Курлыгина, О. О. Харченко. – М.: Просвещение: УчЛит, 2018. — С. 48-52.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Звуки нашей речи, как хорошие художники, способны одним движением кисти-звучания нарисовать образ. Так при произношении некоторых согласных звуков мы легко можем представить себе малыша – ребёнка или детёныша животного. Попробуйте, произнесите слоги МИ, МИ, МИ. Вы, наверняка, сейчас вообразили себе милого малыша: котёночка, козлёночка, слонёнка или ребёночка. Образ малышей всегда вызывает добрые и теплые чувства. Вот так по-доброму и произносятся некоторые согласные звуки русского языка. Добрые взаимоотношения мы часто называем мягкими. Поэтому и согласные звуки, которые произносятся по-доброму, ласково и мягко, стали называть мягкими согласными звуками. Остальные согласные звуки назвали твёрдями согласными звуками.

Вы уже знаете, что записать звуки точно можно особыми способом - транскрипцией. Для того, чтобы показать мягкий звук, в транскрипции используют особый значок - «′» апостроф.

Но почему отличается звучание мягких согласных звуков от звучания твёрдых согласных? Всё дело в том, что наш язык при их произношении работает по-разному. Произнесите звуки М и М′ в паре несколько раз и постарайтесь почувствовать, как движется ваш язык. Вы чувствуете, что при произношении звука М′ средняя часть языка поднималась к нёбу? Этого не происходило, когда вы произносили М. Поэтому и звучат по-разному мягкие и твёрдые согласные звуки.

Очень большая группа мягких и твердых согласных звуков тоже образуют пары, только уже по мягкости-твердости. Вот они: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [з], [з’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’].

И совсем незначительная часть согласных звуков не имеет пары по мягкости-твердости. Это мягкие звуки [й’], [ч’], [щ’] и твердые звуки [ж], [ш], [ц].

Для того, чтобы легче было определить какой это согласный звук – мягкий или твёрдый - учёные-языковеды советуют произносить их в паре. В случае с парными по мягкости-твёрдости согласными звуками этот совет хорошо помогает. А вот если звук непарный, тогда нужно будет постараться почувствовать, как работает ваш язык. А можно посмотреть в учебнике или в справочнике по русскому языку.

Замена твёрдого согласного звука мягким согласным влияет на значение слова. Посмотрите на транскрипции двух слов: [лук] - [л′ук]. Они отличаются только одним маленьким значком - апострофом, который указывает, что этот согласный звук нужно произносить мягко. Значение слова, при замене твердого согласного звука на его мягкую пару, изменилось.

Проверим это на другой паре слов: [угол] - [угол′]. Мягкий согласный на конце второго слова изменил значение: была часть помещения или геометрическая фигура, а стал вид горючего полезного ископаемого.

Будьте внимательны! Значение слова изменится или совсем пропадёт, если вместо твёрдого согласного звука произнести парный ему мягкий согласный звук.

Парные по твёрдости-мягкости согласные звуки на письме мы обозначаем одной буквой. Поэтому есть необходимость показать на письме мягкий или твёрдый звук обозначает буква, чтобы произносить его правильно.

В русском языке мягкость согласных в письменной речи можно показать двумя способами.

Первый способ – это буква «мягкий знак» (Ь). Буква «мягкий знак» - особенная. Она не обозначает звука! Но она может показать мягкость согласного звука на письме.

Запомните! Мягкий знак – это орфограмма.

Второй способ – это гласные буквы Е, Ё, И, Ю, Я. Эти буквы гласных звуков – большие труженицы. Они выполняют сразу две работы обозначают гласный звук и указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Познакомьтесь с алгоритмом обозначения мягкости согласного звука на письме.

Шаг 1. Произнесите слово.

Шаг 2. Определите в слове мягкий звук.

Шаг 3. Определите, следует ли за мягким звуком другой звук? Если последующего звука нет, то пишите букву мягкий знак.

Шаг 4. Если есть последующий звук, то определите, какой он: гласный или согласный.

Шаг 5. Если последующий звук согласный, то пишите букву мягкий знак. Если последующий звук гласный, то пишите гласную букву Я, Ю, И, Е или Ё.

Вы проявили терпение и упорство и теперь сможете грамотно показывать мягкость согласных звуков на письме. Помните, не пером пишут, а умом!

Рисунок 1

Алгоритм обозначения мягкости согласного звука на письме

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Выдели зелёным и синим цветом буквы.

Выдели зелёным цветом буквы, обозначающие непарные мягкие согласные звуки, а синим – буквы, обозначающие непарные твердые согласные звуки.

РЕЧКА, ЛАСТОЧКА, КОЛЕСО, ТОРТЫ, НОЖНИЦЫ, ЧАЩА, БОЙЦЫ, КАРАНДАШ, АЛФАВИТ, ГРАМОТЕЙ, МАШИНА, ЩЁТКА, УЧЕБНИК, ЗВОНИШЬ.

Подсказка: Вспомни, как определить мягкость или твёрдость согласного звука.

Правильный ответ: РЕЧКА, ЛАСТОЧКА, КОЛЕСО, ТОРТЫ, НОЖНИЦЫ, ЧАЩА, БОЙЦЫ, КАРАНДАШ, АЛФАВИТ, ГРАМОТЕЙ, МАШИНА, ЩЁТКА, УЧЕБНИК, ЗВОНИШЬ.

Задание. Запиши слова группами.

Прочитай слова. Запиши сначала слова, в которых есть хотя бы один мягкий согласный звук. Затем слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука.

ДЕРЕВО, ДУБ, ПОДРУГА, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ВОДИТЕЛЬ, ПОГОДА, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.

Подсказка: Прочитай слово. Определи, есть ли в нём хотя бы один мягкий согласный звук. Если есть, запиши слово в первую группу. Запомни слова, в которых нет ни одного мягкого согласного звука. Их запишешь позже, во вторую группу.

Правильный ответ:

  1. ДЕРЕВО, ДОБРЫЙ, ДРУГОЙ, ОДЕЯЛО, ДЕЖУРНЫЙ, ДЯТЕЛ, ДОДЕЛАТЬ, ВОДИТЕЛЬ, ЗАДЕЛ, УДИВИЛ.
  2. ДУБ, ПОДРУГА, ДОМА, ПОДОШЁЛ, ПОДАРОК, ВОДОПРОВОД, ПОГОДА.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6