Литературное чтение. 4 класс

Урок 16. Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень»

Конспект урока

Урок 16 Лев Николаевич Толстой « Как мужик камень убрал»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Знакомство с произведением.
  2. Анализ произведения.

Глоссарий по теме:

Инженер –специалист с высшим техническим образованием.

Порох- взрывчатое соединение или смесь.

Большой каток – машина для утрамбовки и уплотнения грунта, асфальта.

Выдумка-вымысел, изобретение.

Подле камня- возле.

Ключевые слова:

Басня, камень, мужик, смекалка

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Ребята, сегодня у нас очень интересный урок. Мы отправимся в путешествие по творчеству великого русского писателя, а вот кого именно попробуйте отгадать, внимательно прослушав мой рассказ.

- Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. Там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф. И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф?

И вот теперь оказалось , что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить. Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом казался им огромным, ведь сами-то выросли они в низеньких избах под соломенными крышами. Граф вышел на крыльцо. Плечистый, крепкий, с черной бородой .Ребята слегка заробели ,когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил – и сразу вся робость прошла, сразу стало просто и хорошо. С первой же встречи началась дружба. Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел.

« Не называйте меня «ваше сиятельство»,- сказал он,- а меня зовут Львом Николаевичем, так и зовите меня».

Ребята , о ком идет речь ? Назовите фамилию писателя. (Лев Николаевич Толстой)

А вы знаете, что Лев Николаевич писал не только рассказы, но и басни. И с одной из них мы познакомимся на сегодня на уроке.

На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать этот камень и сколько это будет стоить.

Один инженер сказал, что камень надо разбивать на куски порохом и потом по частям свезти его, и что это будет стоить 8000 рублей; другой сказал, что под камень надо подвести большой каток и на катке свезти камень, и что это будет стоить 6000 рублей.

В- Жанр произведения? О- Басня.

В- Где происходят описанные в басне события?

О- В городе, на площади

В – Что предложил первый инженер?

О – Разбить камень порохом

В – Какую цену попросили инженеры за свою работу?

О – 8000 и 6000 тысяч рублей

А один мужик сказал: « А я уберу камень и возьму за это сто рублей!» У него спросили, как он это сделает. И он сказал: « Я выкопаю подле самого камня большую яму; землю из ямы развалю по площади, свалю камень в яму и разровняю землю». Мужик так и сделал, и ему выдали сто рублей и еще сто рублей за умную выдумку.

-Почему данное произведение можно назвать басней?

Найдите строчки, в которых заключена мораль басни.

Какой урок для себя вы можете извлечь? (Важна не столько сила, сколько смекалка. Нужно хорошенько подумать: возможно, существуют и нестандартные решения проблемы).

Где не возьмёт топор, там возьмёт смекалка.

Недаром говорится, что дело мастера боится.


Сила ломит всё, а ум силу.

Разбор типового тренировочного задания:

Определите жанр произведения Л.Н. Толстого « Как мужик убрал камень»

Правильный вариант ответа

Варианты ответов:

А)стихотворение

Б) сказка

В) басня

Г)рассказ

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): Басня.

Разбор типового тренировочного задания:

Текст вопроса: Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н. Толстого?

Правильный вариант ответа

Варианты ответов: а)инженер, б)мужик, в) мэр города

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов): мужик.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6