Литературное чтение. 4 класс

Урок 24. Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Рубрика «Проверь себя!»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 24. Обобщение изученного материала по разделу «Поэтическая тетрадь». Рубрика «Проверь себя!»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Урок посвящён повторению тем по разделу «Поэтическая тетрадь».

Глоссарий по теме

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несёт в себе особо выразительное свойства.

Олицетворение – это литературный приём перенесения свойств и качеств человека на неодушевлённые предметы.

Сравнение – художественный приём, придающий тексту большую выразительность, яркость и позволяющий более полно и образно показать свойства явления или предмета (или его качеств) путём изучения различия или сходства с иными явлениями или предметами (или их качествами).

Рифма это регулярный звуковой повтор. Она помогает организовать ритм, связывая воедино строки и формируя строфы.

Ритм – в переводе с греческого языка означает «стройный» , «соразмерный». И называют ритмом только упорядоченное чередование звуков, чаще всего разной длительности.

Ключевые слова

Эпитет; олицетворение; сравнение; рифма; ритм.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.150-151
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.

Основное содержание урока

Подводя итоги пройденного раздела «Поэтическая тетрадь», предлагаем вам вспомнить и закрепить всё, что вы узнали.

Вы познакомились с новыми лирическими произведениями разных писателей. Прочитали и проанализировали стихотворения поэтов. Научились сопереживать лирическому герою. Научились самостоятельно определять интонацию, которая больше всего соответствует лирическому произведению. Теперь вы умеете находить в тексте средства художественной выразительности, которые помогают увидеть картины, созданные автором. Раздел «Поэтическая тетрадь» научил вас наслаждаться поэзией, понимать и любить её.

В сегодняшнем уроке вы узнаете дополнительную информацию, относящуюся к разделу «Поэтическая тетрадь».

Как разные поэты описывают природу? Всегда ли с одинаковым чувством изображает её автор?

Кто из поэтов, представленных в разделе, имел наиболее трагичную судьбу?

Каждый из писателей имел в своём творчестве то или иное произведение, посвящённое природе.

Все поэты из раздела «Поэтическая тетрадь» восхваляли природу, восхищались ею каждый по - своему.

Предлагаем вам вспомнить каждого автора и одно его произведение.

В своём небольшом стихотворении «Ещё земли печален вид…» Фёдору Ивановичу Тютчеву всего несколькими строчками удаётся показать раннюю весну.

Несмотря на то, что картина встаёт перед нами в довольно унылых тонах, всё же в строках автора явно просматривается радость от наступающей весны.

Тютчев использует в таком коротком стихотворении много глаголов, что усиливает ощущение происходящего действия: смены времён года.

Афанасий Афанасьевич Фет в стихотворении «Весенний дождь» так ярко и красочно описал начало дождя, что читая его, кажется чувствуется запах пыли при соприкосновении с первыми каплями.

Разрывы облак, качаясь, движется завеса, по листьям барабанит – все эти эпитеты создают ясную картину происходящего природного явления.

А вот стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна! Весна! Как воздух чист!» передаёт нам безудержную радость и веселье от буйства природы при наступлении весны. Поэт использует много восклицательных знаков, тем самым передавая нам восхитительные эмоции от предвкушения наступающего тепла и пробуждения природы.

Какое стихотворение Алексея Николаевича Плещеева вы изучали в разделе?

Ответ: В своём стихотворении «Дети и птичка» Алексей Николаевич Плещеев показывает в диалоге, какое время года наступает. И казалось бы об осени ничего не сказано, но понятно, что птичка говорит о том, что улетает в тёплые края и вернётся только весной.

В стихотворении меняется ритм, но всё равно его удобно и просто читать.

Кто является автором стихотворения «В синем небе плывут над полями…»?

Ответ: Иван Саввич Никитин является автором стихотворения «В синем небе плывут над полями…»

Стихотворение легко читается. В нём чувствуется удивительно трепетное отношение поэта к природе. Эпитет «золотой» используется автором при определении краёв облаков и сияния звёзд. Это произведение передаёт нам настроение автора и его любовь к окружающей его природе.

Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй, садись ко мне, дружок!

Вам, наверное, сразу вспомнится название стихотворения Николая Алексеевича Некрасова.

Пауза.

Да, это стихотворение «Школьник». В своём произведении автор рассказывает о мальчике из простонародья, который несмотря на все трудности, хочет достичь своей цели. А цель проста и ясна: мальчик хочет учиться. И автор подбадривает своего героя, говоря, что мир не без добрых людей, а славные сыны Родины выходят из народа.

И в завершении раздела «Поэтическая тетрадь» вы рассмотрели и проанализировали отрывок стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Листопад».

Как автор рассказал об осени? С кем он её олицетворял?

Пауза.

Осень у Бунина встаёт в образе тихой вдовы, которая входит в свой терем.

Очень много эпитетов и сравнений использовано в данном произведении. Поэтому все герои и действия ярко и красочно воспроизводятся перед глазами.

Буквально каждый из поэтов рассказал читателю о своей любви к родной природе, к родному краю, к своему народу. Все стихотворения разные по сюжету и рифме, но также все они созвучны в своей тематике, передающей чувства писателей по отношению к окружающему их великолепию природы.

В судьбе каждого из представленных писателей было достаточно сложных периодов.

Иван Бунин был вынужден покинуть родные места и провести остаток жизни за границей. И хотя его творчество было признано в Европе, Бунин провёл жизнь в тоске по Родине.

Афанасий Фет из-за разрыва с журналом «Современник» впал в тяжелейшую депрессию и долгое время провёл занимаясь сельским хозяйством. Последний взлёт творческой активности совпал с покупкой усадьбы Воробьёвка, где он создал выпуск стихотворений под общим названием «Вечерние огни».

Евгений Баратынский умер в Неаполе в возрасте 44 лет от приступа лихорадки. За свою сравнительно недолгую поэтическую карьеру он сумел заслужить оценку самого Александра Сергеевича Пушкина, который сказал «…оригинален, ибо мыслит».

От чахотки умер Иван Никитин. Ему был только 37 лет. У него рано умерли родители, может быть даже это сказалось на его здоровье, потому что он часто болел.

У Алексея Плещеева жизнь тоже складывалась нелегко: он побывал и в ссылке, и под судом по обвинению в противоправительственной деятельности.

Николай Некрасов пошёл против воли отца, уехав в Петербург из Ярославля. За этот проступок отец оставил Некрасова без материальной поддержки, и долгое время жизнь поэта носила характер выживания.

Наш урок окончен. Закрыт раздел «Поэтическая тетрадь».

Предлагаем вам проверить и закрепить свои знания в тренировочном и контрольном модулях, а также в работе с интерактивом. Удачи!

Типовое тренировочное задание

Текст вопроса: Заполните пропуски в тексте.

Ещё земли печален вид, а ______ уж весною дышит…

небо

поле

лес

воздух

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит…

небо

поле

лес

воздух

Типовое контрольное задание

Текст вопроса: Установите соответствие

Ещё земли печален вид

Весенний дождь

Дети и птичка

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Ещё земли печален вид

Весенний дождь

Дети и птичка

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6