Литературное чтение. 4 класс

Урок 33. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 33. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»

Цель:

  • познакомиться с творчеством Евгения Львовича Шварца; со сказкой «Сказка о потерянном времени».

Задача:

  • бережно относиться к своему и чужому времени, ценить его.

Тезаурус

Окладистая (борода) – широкая и густая.

Керосиновая лампа – керосинка с фитилем – (лампа), освещающая при помощи керосина.

Ходики – небольшие стенные часы с гирями.

Пола, полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.39-59.
  2. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2017. – С. 24-25.
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2016.

На уроке

мы узнаем:

  • о русском классике Евгение Львовиче Шварце;

мы научимся:

  • понимать, как поступки могут характеризовать героев произведений;

мы сможем:

  • пересказать сказку по плану.

Начинается сказка сказываться...

В: Что вы узнали о Пете Зубове?

О: Правильно, что Петя по предметам не успевал. В конце каждой четверти говорил, что вас всех догоню.

В: Почему испугалась тётя Наташа?

О: Выйдя из-за вешалки она увидела старика, а не Петю Зубова.

В: О чём думал Петя, когда бежал домой?

О: Если и мама не узнает, то это большая беда.

В: Как почувствовал себя Петя, став стариком?

О: Пете стало очень плохо, он почувствовал себя одиноким, никому не нужным, совершенно беспомощным, потому что он ничего не умеет и не знает: «Какой я одинокий, несчастный старик!»

В: О чём он больше всего жалеет?

О: Больше всего Петя сожалеет, что ничему не научился.

В: Что же заставило Петю изменить отношение ко времени? Каким стало это отношение и как выразилось в действиях героя?

О: Забредя в лес, Петя оказался перед домиком, где жили злые волшебники. Из их разговора он узнал, куда девается попусту потраченное время, понял, почему он стал стариком.

В: О чём заговорил Сергей Владимирович?

О: К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек.

В: Какой глагол теперь чаще всего повторяется в описании его действий? Почему?

О: Глагол бежать, потому что Петя спешит за потерянным временем.

В: Что думали волшебники о ребятах?

О: Что они хоть на минуту опоздают, что они не смогут до семидесяти сосчитать.

В: Прочитайте отрывки с помощью, с помощью которых автор показывает, что все люди вокруг трудятся.

В: Что ему помогло узнать стариков? Какие смешные детали их поведения помогли ему?

О: Дети, превращённые в стариков, узнаваемы по поведению: они ведут себя как дети. Первую старушку-девочку Петя узнал по газете, которую та читала.

В: Почему нашим старикам неловко от этих слов, краснеют они и садиться не хотят?

О: Они знали, что не заслуживают уважения и такого доброго отношения: не работали они, а бездельничали, время теряли — ненастоящие они старики.

В: О чём думал герой, когда не находил дорогу?

О: О том, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.

В: Что происходило с волшебниками в последнюю минуту?

О: На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Все ближе пригибало их к земле, все ниже становились они.

В: А если бы Пете не удалось найти своих товарищей по несчастью, сумел бы он сам справиться с задачей?

О: Вряд ли: ведь когда Петя начал крутить стрелки волшебных ходиков назад, он стал уменьшаться в росте и товарищам пришлось его поднимать, чтоб он мог дотянуться до часов. Значит, помимо желания исправить ошибку, нужна была ещё и товарищеская помощь, поддержка.

В: Как Вы думаете, как теперь ребята смогут прожить?

О: Они будут стараться ценить каждую минуту и постараются научиться. Сказка учит нас, что правильно и что неправильно. Во всех сказках встречаются ситуации, из которых мы с Вами, читатели, можем получить урок.

Разбор типового тренировочного задания

Задание 1. События сказки

Восстановите последовательность происходящих событий в сказке.

Подняли товарищи Петю на руки.

Просыпается Петя – в комнате светло

старых детей, - нет как нет.

Ходит Петя. бродит, а молодых стариков

керосиновая лампа горит под стеклом

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,

Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»

как всегда, с опозданием

Совсем выбились из сил старички.

Правильный ответ:

И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу,

как всегда, с опозданием

Вошёл Петя в домик – хозяев нет

Просыпается Петя – в комнате светло

керосиновая лампа горит под стеклом

Ходит Петя. бродит, а молодых стариков

старых детей, - нет как нет.

Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы»

Совсем выбились из сил старички.

Подняли товарищи Петю на руки.

Задание 2. Часы в доме волшебников

Часы в доме волшебников называли...

Варианты ответа:

- Будильник

- Ходики

- Песочные часы

Ответ:

Ходики.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6