Литературное чтение. 4 класс

Урок 39. М. М. Зощенко «Ёлка»

Конспект урока

Литературное чтение, 4класс

Урок 38 М. М. Зощенко «Ёлка».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Знакомство с произведением М.М.Зощенко «Ёлка»; умение анализировать текст, отвечать на вопросы по тексту, выбирать нужные словосочетания для составления характеристик героев.

Тезаурус по теме:

Золотушный - больной ребенок.

Длинновязая - высокая.

Церемониться – проявлять излишнюю мягкость, стеснение.

Крымские яблоки – яблоки, привезенные из Крыма…

Пастилка – кондитерское изделие из фруктовой массы и сахара

Не ручаюсь – не уверена.

Ключевые слова

Золотушный, длинновязая, церемониться, крымские яблоки, пастилка, не ручаюсь.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб.для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.59 – 64
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – С. 70
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 4кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2017.

Основное содержание урока:

Сегодня мы с вами продолжаем путешествие по увлекательной и волшебной Стране детства. Познакомимся с русским писателем-сатириком и его произведением. Михаил Михайлович Зощенко-русский писатель-сатирик. Родился 10 августа 1894 года в Санкт - Петербурге.

Отец Михаил Иванович Зощенко был потомственным дворянином и художником, членом Товарищества передвижных художественных выставок, служил при Императорской академии художеств.

Мать Елена Иосифовна писала рассказы и играла на сцене любительского театра.

После смерти отца в декабре 1907 года семья оказалась на грани нищеты.

В 1913 году, по окончании Санкт-Петербургской гимназии, Михаил Зощенко поступил на юридический факультет Петербургского университета, но через год был отчислен из-за неуплаты за обучение. Сначала он работал контролером на Кавказской железной дороге. Когда началась Первая мировая война, Зощенко добровольцем поступил на военную службу. Был зачислен юнкером рядового состава в Павловское военное училище. За свою жизнь Зощенко сменил более 15 профессий — от сапожника до инструктора по кролиководству и куроводству. В 1919 году он записался добровольцем в Красную армию. К середине 1920-х годов Зощенко стал одним из самых популярных писателей. Несмотря на высокую писательскую активность , подлинный талант Зощенко проявлялся только в рассказах для детей, которые он писал для журналов "Чиж" и "Еж". Зощенко не думал о славе, он писал рассказы, чтобы помочь людям избавиться от нехороших привычек. Он писал с юмором. 22 июля 1958 года Михаил Зощенко скончался в городе Сестрорецке.

В августе, ко дню рождения писателя, в сестрорецкой библиотеке имени Зощенко ежегодно проходят Зощенковские чтения.

А какие рассказы Михаила Зощенко вы читали?

Этот рассказ о том, что мы должны помнить, что добрые поступки всегда вознаграждаются добрым отношением к нам родных, близких и совсем не знакомых людей, наших домашних животных и даже самой природы. Быть добрым трудно. Этому нужно учиться с детства. В этом году мне исполнилось, ребята, сорок лет. Значит, выходит, что я сорок раз видел новогоднюю ёлку. Это много!

Ну, первые три года жизни я, наверно, не понимал, что такое ёлка. Наверно, мама выносила меня на ручках. И наверно, я своими чёрными глазёнками без интереса смотрел на разукрашенное дерево.

А когда мне, дети, ударило пять лет, то я уже отлично понимал, что такое ёлка.

И я с нетерпением ожидал этого весёлого праздника. И даже в щёлочку двери подглядывал, как моя мама украшает ёлку. А у меня была сестрёнка Лёля. Семи лет. Очень смелая, бойкая девочка. Она мне однажды сказала:

-Минька, мама ушла на кухню. Давай пойдём в комнату, где стоит ёлка, и поглядим, что там делается.

От чьего имени ведётся рассказ?

Правильно.

Рассказ ведётся от имени автора.

С кем вы познакомились в начале произведения?

Правильно.

Мы познакомились с Минькой, его сестрой Лёлькой и их мамой.

Что вы узнали о детях?

Правильно.

Мы узнали, что мальчику было 5лет, а Лёльке - 7, она была смелая бойкая девочка.

Как вы думаете, для чего автор указал на эти качества Лёльки?

Правильно.

Все злоключения происходят из-за непослушания Лёльки.

Вот мы с сестрёнкой Лёлей вошли в комнату. И видим: очень красивая ёлка. А под ёлкой лежали подарки. А на ёлке разноцветные бусы, флаги, фонарики, золотые орехи, пастилки и крымские яблочки. Моя сестрёнка Лёля говорит:

-Не будем глядеть подарки. А вместо того давай лучше съедим по одной пастилке.

И вот она подходит к ёлке и моментально съедает одну пастилку, висящую на ниточке.

Я говорю:

-Лёля, если ты съела пастилку, то я тоже сейчас что-нибудь съем.

И я подхожу к ёлке и откусываю маленький кусочек яблока.

Лёля говорит:

-Минька, если ты яблоко откусил, то я сейчас другую пастилку съем и вдобавок возьму себе конфету.

А Лёля была очень высокая, дпинновязая девочка. И она могла высоко достать.

Она встала на цыпочки и своим большим ртом стала поедать вторую пастилку.

А я был удивительно маленького роста. И мне почти что ничего нельзя было достать, кроме одного яблока, которое висело низко.

Я говорю:

-Если ты, Лёлища, съела вторую пастилку и вдобавок конфету, то я ещё раз откушу это яблоко.

И я снова беру руками это яблочко и снова его немножко откусываю.

Лёля говорит:

-Ну, если ты второй раз откусил яблоко, то я не буду больше церемониться и сейчас съем третью пастилку и вдобавок возьму себе на память хлопушку и орех.

Тогда я чуть не заревел. Потому что она могла до всего дотянуться, а я нет. Я ей говорю:

-А я как подставлю к ёлке стул да как достану себе тоже что-нибудь, кроме яблока.

И вот я стал своими худенькими ручонками тянуть к ёлке стул. Но стул упал на меня. Я хотел поднять стул. Но он снова упал. И прямо на подарки.

Лёля говорит:

-Минька, ты, кажется, разбил куклу. Так и есть. Ты отбил у куклы фарфоровую ручку.

Тут раздались мамины шаги, и мы с Лёлей убежали в другую комнату.

Лёля говорит:

-Вот теперь, Минька, я не ручаюсь, что мама тебя не выдерет.

Я хотел зареветь, но в этот момент пришли гости. Много детей с их родителями.

Как отмечали Новый год в этой семье?

Правильно.

Наряжали ёлку, готовили подарки, приглашали гостей и устраивали для всех праздник.

Что делали дети, оказавшись одни в праздничной комнате?

Лёля предложила съесть пастилку. Они испортили сладкие призы и подарки, приготовленные гостям.

Как оцениваете вы их поступок?

Дети поступили некрасиво, думали только о себе, забыли о гостях и не предполагали, какие будут последствия.

-Почему дети так поступили? Что их подтолкнуло к этому?

Правильно.

Их подтолкнуло любопытство, жадность и зависть.

И тогда наша мама зажгла все свечи на ёлке, открыла дверь и сказала:

-Все входите.

И все дети вошли в комнату, где стояла ёлка.

А наша мама говорит:

-Теперь пусть каждый ребёнок подходит ко мне, и я каждому буду давать игрушку и угощенье.

И дети стали подходить к нашей маме. И она каждому дарила игрушку. Потом снимала с ёлки яблоко, пастилку и конфету и тоже дарила ребёнку.

И все дети были очень довольны.

Но вот наша мама взяла в руки то яблоко, которое я откусил, и сказала:

-Лёля и Минька, подойдите сюда. Кто из вас двоих откусил это яблоко?

Лёля сказала:

-Это Минькина работа.

Я дёрнул Лёлю за косичку и сказал:

-Это меня Лёля научила.

Мама говорит:

-Лёлю я поставлю в угол носом, а тебе я хотела подарить заводной паровозик. Но теперь этот заводной паровозик я подарю тому мальчику, которому я хотела дать обкусанное яблоко.

И она взяла паровозик и подарила его одному четырёхлетнему мальчику. И тот моментально стал с ним играть.

И я рассердился на этого мальчика и ударил его по руке игрушкой. И он так отчаянно заревел, что его собственная мама взяла его на ручки и сказала:

-С этих пор я не буду приходить к вам в гости с моим мальчиком.

И я сказал:

-Можете уходить, и тогда паровозик мне останется.

И та мама удивилась моим словам и сказала:

-Наверно, ваш мальчик будет разбойник.

И тогда моя мама взяла меня на ручки и сказала той маме:

-Вы не смеете так говорить про моего мальчика. Лучше уходите со своим золотушным ребёнком и никогда к нам больше не приходите.

И та мама сказала:

-Я так и сделаю. С вами водиться, что в крапиву садиться.

И тогда ещё одна, третья, мама сказала:

-И я тоже уйду. Моя девочка не заслужила того, чтобы ей дарили куклу с обломанной рукой.

И моя сестрёнка Лёля закричала:

-Можете тоже уходить со своим золотушным ребёнком. И тогда кукла со сломанной ручкой мне останется.

И тогда я, сидя на маминых руках, закричал:

-Вообще все можете уходить, и тогда все игрушки нам останутся.

И тогда все гости стали уходить.

И наша мама удивилась, что мы остались одни.

Какой сюрприз приготовили родители для гостей?

Правильно.

Каждому ребёнку хотели подарить подарок и угощение.

Весёлым ли получился праздник? Почему?

Праздник был испорчен, и хозяева остались одни. Дети и взрослые поссорились из-за испорченных подарков. Лёлька и Минька вели себя некрасиво с гостями, были невежливы и грубы, выгнали гостей, Минька ударил мальчика.

Но вдруг в комнату вошёл наш папа.

Он сказал:

-Такое воспитание губит моих детей. Я не хочу, чтоб мои дети были жадные и злые. И я не хочу, чтобы они дрались, ссорились и выгоняли гостей. Им будет трудно жить на свете, и они умрут в одиночестве.

И наш папа подошёл к ёлке и потушил все свечи. И потом сказал:

-Моментально ложитесь спать. А завтра все игрушки я отдам гостям.

И вот, ребята, прошло с тех пор тридцать пять лет, и я до сих пор хорошо помню эту ёлку.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно весёлый и добродушный.

Какое решение принял папа?

Правильно.

Он отдал подарки детям, а Лёльке и Миньке указал на их недостатки.

Чем закончился праздник? 

Ответ.

Хозяева остались одни.  Дети пошли спать.

Ребята, как вы думаете, чему научил Миньку случай, который произошёл, когда ему было 5 лет?

Ответ.

Мальчик вырос добродушным и весёлым человеком.

Как вы думаете, что значит быть добродушным, по мнению автора?

Найдите в тексте эти слова.

…"ни разу не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня"…

  Как вы думаете, этот урок пошёл на пользу  Миньке?

Найдите в тексте отрывок и прочитайте.

И за все эти тридцать пять лет я, дети, ни разу больше не съел чужого яблока и ни разу не ударил того, кто слабее меня. И теперь доктора говорят, что я поэтому такой сравнительно веселый и добродушный.

Ребята, а какой урок вы извлекли из этого произведения?

Правильно.

Прежде чем что-то сделать или сказать, нужно задуматься о последствиях своих поступков. Если допустили ошибку, надо исправить положение.

Как можно отразить главную мысль этого произведения?

(пауза)

Семья – это самое главное, что есть у нас. Берегите своих родных, никогда не поступайте так, чтобы вашим родителям было стыдно за ваши поступки

Наш урок хотелось бы закончить словами М.М. Зощенко: 

«Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому, дети, я всегда стремился».

Типовое тренировочное задание

Распределите слова, характеризующие Лёлю в одну колонку, слова, характеризующие Миньку - в другую колонку.

Лёля

Минька

Было 7 лет, ударило 5 лет, высокая, длинновязая, удивительно маленького роста, исключительно бойкая, тихий, могла высоко достать, моментально съедает, откусывает, не церемонится, чуть не заревел.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Лёля

Минька

Было 7 лет

ударило 5 лет

высокая, длинновязая

удивительно маленького роста

исключительно бойкая

тихий

могла высоко достать,

откусывает

моментально съедает

чуть не заревел

не церемонится

Типовое контрольное задание

1 вариант

Текст вопроса: Почему Минька ел только яблоко?

  • оно висело низко
  • он их очень любил
  • оно было очень вкусное

Правильный ответ: оно висело низко.

2 вариант

Текст вопроса: Лёля предложила не смотреть на подарки, а съесть:

  • по яблоку
  • по конфетке
  • по пастилке

Правильный ответ: по пастилке.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6