Литературное чтение. 4 класс

Урок 50. С.А. Клычков «Весна в лесу». Н.Б. Кедрин «Бабье лето»

Конспект урока

Литературное чтение, 4 класс

Урок 50. С.А. Клычков «Весна в лесу». Д.Б. Кедрин «Бабье лето».

Анализ произведений С.А. Клычкова «Весна в лесу» и Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

Глоссарий по теме

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Эпитет – образное определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, обладающее особой художественной выразительностью.

Рифма – звуковой повтор в двух или более стихах преимущественно на конце.

Метафора - переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту.

Ключевые слова

Стихотворение; репродукция; живопись; осень; весна; любовь к природе; сравнение;

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /(Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 7-е изд. – М: Просвещение,2018. - 223с.: ил. экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем составить сценарий праздника

Основное содержание урока

1.Знакомство с произведениями С.А. Клычкова «Весна в лесу» и Д.Б. Кедрина «Бабье лето».

Эпиграфом нашего урока будут следующие слова: «Чем сильнее чувствует человек, тем ярче он видит поэзию родной природы».

Сегодня на уроке мы продолжаем работу в Поэтической тетради, познакомимся с произведениями двух замечательных русских поэтов, продолжим учиться анализировать текст, знакомиться с особенностями стихотворения, и будем учиться выразительно и грамотно его читать. Узнаем значение новых слов.

Итак, у нас в гостях автор, с которым ранее мы не были знакомы - Клычков Сергей Антонович.

Клычков Сергей Антонович (Лешенков) родился в 1889 году в семье башмачника и крестьянки, в деревне Дубровки Тверской губернии. Родители сыграли большую роль в формировании внутреннего мира будущего писателя. Клычков так писал о себе: «Языком я обязан лесной бабке, ре-чистой матушке Фёкле Алексеевне и муд-рому отцу моему, а больше всего нашему полю за околицей и чертухинскому лесу» С детства любил подолгу гулять и наблюдать за природой. Родная деревня стала местом действия прозаических произведений Клычкова. В 1911 году стихи молодого поэта были включены в сборник стихотворений наряду со знаменитыми поэтами. Клычков вступил в литературу как поэт, писавший в жанре народной пес-ни. Для его стихов были характерны песенная нежность, внешняя лёгкость в сочетании с не высказанной открыто печалью.

Фольклорные стилизации, мифологические образы языческой, дохристианской Руси составили содержание его книг «Потаенный сад» (1913—1918), «Кольцо Лады» (1919). Сказочные герои населяют условный мир его стихов; земные, конкретные образы встречаются в поэтической системе Клычкова только в описаниях природы, и никакие катаклизмы времени — революции, войны — не отражаются в его «вневременных» произведениях.

С.А. Клычков служил в Финляндии, на Западном фронте, в Крыму, но военные впечатления отразились только в прозе (в автобиографическом романе «Сахарный немец», 1925). Как и все новокрестьянские поэты, восторженно принял Октябрьскую революцию, работал в Пролеткульте, издавал и переиздавал книги.

В советское время перешел в основном на прозу, переводил грузинских поэтов и киргизский эпос. Поздняя его лирика теряет черты романтической условности, сказочности, наивной мечтательности.

В 1930-е гг. подвергается травле как «кулацкий поэт», в 1937 г. арестован как член «Трудовой крестьянской партии» (несуществующая организация), приговорен к расстрелу и в тот же день расстрелян.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением С.А. Клычкова

«Весна в лесу».

- О чём нам говорит название этого произведения? (пауза 2 секунды). Чтобы проверить наши предположения, давайте прочтём это стихотворение.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

И медведь с хребтом багровым

Встанет, щуряся, в лому,

По болотам, по дубровам

Побродить с тягучим рёвом

И с очей согнать дрему.

Как и я уйду весною

В яр дремучий до зари

Поглядеть, как никнет хвоя,

Как в истоме клохчут сои

И кружатся глухари.

Как гуляет перед бором

Чудный страничек в кустах:

В золотых кудрях с пробором,

В нарукавнице с узором,

Со свирелкой на устах.

О чём это стихотворение? (пауза 2 секунды).

- О весне, о весенних изменениях в лесу, о пробуждении природы, как лесные жители встречают весну.

- Какие признаки наступления весны в лесу вы знаете? (пауза 2 секунды).

- Как оживает природа в лесу с приходом весны.

- Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? (пауза 2 секунды).

- Бодрое, пробуждение, восхищение, радость

- Как относится поэт к весеннему лесу? (пауза 2 секунды).

- С восхищением, любовью, он радуется пробуждению весеннего леса, ещё он ему нравится, хочет уйти в лес до завтра.

- Можно ли назвать стихотворение “Весна в лесу” лирическим? (пауза 2 секунды).

- Да, в нём красота родной природы.

- При чтении нам встречались устаревшие слова:

давайте проведём словарно-лексическую работу. Разберём значение слов.

утренник- начало дня

груда- большая куча чего-нибудь

рудый- вымерший, грубый

дрем - полусон, состояние, при котором хочется спать.

яр – глубокий, заросший овраг

никнуть- опускаться, пригибаться

истома-чувство приятной расслабленности

бор- хвойный лес

странник (устар.)- человек, странствующий пешком, обычно на богомолье

Посмотрите внимательно на репродукцию картины Н. Крымова «К весне».

— Что и как изобразил художник?

— Сравните эти два произведения. Что можете сказать? (Учащиеся сравнивают картину и стихотворение, находят сходство.)

Какое время суток изображено в стихотворении? Давайте обратимся к тексту и прочтём первую строфу.

Чтение первой строфы.

- О чем эти строки?

- Автор зовет нас в лес.

- Найдите слова, которые зовут нас в лес?

- Тепло, мягкий мох

- Почему автор приглашает нас рано в утренник?

- Чтобы больше успеть увидеть, наблюдать за изменениями в природе

Чтение второй строфы.

- Кого встречаем в лесу?

- Зайца и дятла

- Почему зайцы собираются грудой?

- Место сухое

- Какие звуки леса мы слышим?

- Капель, звук дятла

- Какой ствол выбирает дятел?

- Рудый

Чтение третьей строфы.

- Прочитайте эпизод, как медведь просыпается от зимней спячки (пауза 10 секунд).

Медведь просыпается от отсвета зари. Он хочет наблюдать за пробуждением весны.

- Медведь просыпается весной очень голодным и злым, поэтому он очень опасен.

Чтение четвертой строфы.

- Почему автор хочет уйти в бор?

- Сои – кто это? Сойка – пестрая лесная птица семейства вороновых.

- Глухари кружатся, как вы себе это представляете?

Чтение пятой строфы.

- Прочитайте последнее четверостишье. О каком «чудном странничке «с золотыми кудрями говорит поэт? (Это месяц апрель. Автор олицетворяет его со странничком, то есть с путешественником. Очень часто в русских приметах, поговорках, стихотворениях весну называют красна девица и на картинах изображают её в образе красивой девушки.)

- А в каком образе вы представляете Весну?

Так поэт описывает образ Весны

- Весна-это красивая молодая девушка. Волосы у нее длинные золотистые, как весеннее солнышко, глаза синие, как чистое небо. Она изящная, шагает легкой таинственной походкой. Одета она в пышный, длинный сарафан. На голове у нее венок из цветов. В руке у нее волшебный посох. Где коснется ее волшебный посох, все оживает. Рядом с ней идут ее друзья: птицы, насекомые, животные.

- Весна -это красивая девочка. У нее длинные волосы, голубые, как небо глаза. На ней пышное желтое платье. Бегает она босиком, весеннего снега не боится, звонко и весело хохочет. Где коснутся земли маленькие босые ноженьки девчонки, там травка зеленая появляется, где коснутся голых деревьев ее маленькие ручонки, там смолистые душистые почки начинают раскрываться. От ее звонкого смеха насекомые просыпаются, птицы начинают громче петь, цветочки нежные появляются.

Давайте вспомним, какие художественные приёмы использует автор свойственные только поэтической речи?

Эпитет - это яркое образное определение, которое дает художественную характеристику явлению или предмету. Например: золотая осень, синее море, белоснежная зима.

Сравнение - это художественный прием (троп), при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим.

Олицетворения - это перенос характеристик, свойств, умений, присущих одушевленным, живым существам на неодушевленные предметы или абстрактные понятия.

Давайте попробуем прочитать это стихотворение «Весна в лесу» выразительно.

- Заметьте, что в конце 3-4 строк в первых трёх столбцах нет ни точек, ни запятых. О чём это говорит? Это говорит о том, что там нет пауз.

-Какую интонацию вы выберете: медленную, среднюю, быструю? Среднюю.

-Прочитайте выразительно.

Мы поговорили о красоте весенней природы в поэзии, о бережном отношении к ней

- Вспомнили, что весеннее солнце нам дарит радость, красоту, хорошее настроение.

А теперь представьте, что вы осенью идете по аллее парка.

Светит теплое солнышко, вы жмуритесь, подставляя лицо солнечным лучам. Вам тепло. Под нога-ми шуршит опавшая листва. Посмотрите на нее. Поднимите. Подкиньте вверх. В лучах солнца, посмотрите, она – как разноцветная радуга. А теперь пошуршите листвой.

«Бродит в роще листопад

По кустам, по кленам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном».

Мы с вами оказались в совершенно противоположном межсезонье. Осень.

А вам нравится осень? Иногда, осенний дождь не совсем по нраву людям. Жаль, что уходят тёплые дни, цветы вянут, деревья вот-вот сбросят листву. Но так ли уж плоха осень? Давайте вместе найдём в осенней природе и погоде положительные её стороны.

А.С.Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Унылая пора? Посмотрите на экран! Разве можно всё это великолепие назвать унылым: ярко красные гроздья рябины, жёлтые, багряные листья деревьев; хороводы листвы.

- Осень воспевают не только поэты, но и художники.

В.В. Белова «Осень»,

Н. Елтышев «Золотая осень»,

И. Бродский «Поздняя осень».

Мы продолжаем работу в Поэтической тетради.

- Как вы думаете, о каком времени года пойдёт речь в стихотворении, с которым мы познакомимся?

- Название стихотворения «Бабье лето».

- Как вы понимаете этот заголовок? Что такое «бабье лето»? (пауза 3 секунды).

В сентябре выпадают прекрасные дни, которые длятся с 14 –по 21 сентября. Солнце припекает, небо чистое, ясное, кажется, лето заблудилось, много паутины. Такое явление называется «бабье лето».

Тёплый и сухой период в середине осени. Температура воздуха достигает 25 – 27 С.

-Бабье лето - ясные теплые дни в ранней осени. Существует несколько версий происхождения этого сочетания.

1. Исходное значение сочетания - "пора, когда на осеннем солнце еще могут погреться старые женщины".

2.Также выражение связывают с тем периодом в жизни крестьян, когда заканчивались полевые работы и женщины принимались за домашние дела: мочили лен, трепали его, ткали.

3.По другой версии, сочетания бабье лето, бабьи дни, бабьи холода в старину имели смысл, основанный на суеверии: женщины обладают силой возвращать назад времена года и вообще влиять на погоду.

4.Кроме того, бабьим летом называют тонкую, легкую паутину, летающую по полям и в лесах, предвещающую сухую осень. Эта паутина ассоциируется с едва заметными седыми прядями волос у женщин, а время теплых и погожих дней - с ее возрастом, который предшествует пожилому и характеризуется относительным расцветом.

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Дмитрия Борисовича Кедрина «Бабье лето».

Но для начала послушайте о поэте.

Дмитрий Борисович Кедрин родился 4 февраля 1907 в пос. Щегловка (Донбасс) в семье счетовода железной дороги и машинистки Коммерческого училища. Он рано осиротел и воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая познакомила внука с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, русским фольклором.

Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г. Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты.

С 1931 жил в Москве, в 1933–1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия». Большую часть жизни поэт провёл в Москве и Подмосковье, где выходили его книги, где пришла к нему слава.

Худенький, невысокий, очень близорукий и всегда задумчивый, Дмитрий Кедрин становился сильным и прекрасным, когда речь заходила о поэзии.

Когда началась Вели-кая Отечественная война, Кедрин, вопреки запретам врачей, ушел на фронт сотрудником газеты «Сокол Родины». С этого времени его главной темой становится тема защиты Родины

К сожалению, 18 сентября 1945г жизнь Дмитрия Борисовича Кедрина трагически оборвалась…

Дмитрия Кедрина нет среди нас, но голос его остался надолго», - сказал Лев Озеров. Об этом, мне кажется, говорил и сам Кедрин в стихотворении «Пластинка»: Когда я уйду,

Я оставлю мой голос,

На черном кружке

Заведи патефон,

и вот под иголочкой,

тонкой, как волос,

От гибкой пластинки отделится он

1939

«Бабье лето»

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

Что представляли, когда слушали стихотворение? (пауза 2 секунды). Солнце яр-ко светит. Листья шуршат под ногами. Лёгкая паутинка летит. Птицы прощаются и кружат.

-Как поэту удается показать, что осень скоро уступит место зиме?

-Какие слова помогают понять его настроение и чувства?

Чтобы лучше про-никнуть в тайны художественного слова, понять мысли и чувства поэта давайте выясним значения слов, которые вы не знаете, и объясним смысл непонятных выражений.

- Что такое синонимы? Слова, различные по звучанию, но одинаковые по лексическому значению.

Давайте проведём словарно-лексическую работу с теми словами, которые нам встретились в стихотворении.

зябкий (мёрзлый, закоченевший, ледяной, промёрзший, застывший, студёный);

быстрый (стремительный, ходкий, моментальный, мгновенный, молниеносный, проворный);

- Что такое антонимы? (слова, противоположные по лексическому значению)

- Подберём антонимы к словам:

зябкий (горячий, жаркий, знойный, тёплый);

поздний (ранний).

- Объясните значение слов:

щёлка - маленькая щель, отверстие

слаже - слаще, прият-нее, лучше

пряжа - нити , полученные прядением.

заслоня- закрыв, сделав невидимым , не-доступным

- Что такое эпитет? (образно – выразительное средство, художественное определение, слово или словосочетание, определяющее лицо, действие или предмет с позиции автора. Отличается от простого определения художественной выразительностью.)

Перед тем, как вам будет предложено ещё раз прочесть стихотворение с выражением, прослушайте исполнение В. Шорохова, который написал музыку на слова стихотворения «Бабье лето».

«Бабье лето»

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

-Мы сегодня познакомились с замечательными произведениями двух выдающихся русских поэтов.

- Эти стихотворения вызвали у нас противоположные эмоции: радость, восторг от наполнения природы новой жизни с приходом весны и грусть, сожаление уходящего лета.

Выяснили, с помощью чего можно изобразить картины природы, передать настроение человека: с помощью слов, если это литература, красок, если это живопись и звуков, если это музыка.

Очень важно замечать красоту окружающего мира, уметь любоваться ею, но ещё важнее сохранить эту красоту.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса:

Вставьте в текст строфы из стихотворения С.А. Клычкова, пропущенные слова.

Снег обтаял под ______,

И тепло на мягком мху,

Рано в _______ весною

Над опушкою лесною

Гаснут ______ наверху.

Соберутся зайцы ______

Под капелью и теплом,

Громче дятел ____________

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и _______.

Правильный ответ:

В ненаглядной красе, белоснежные тучки, ковыль белый, при мерцанье румяном, скатерть дорожки, в ярком золоте.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

Соберутся зайцы грудой

Под капелью и теплом,

Громче дятел красногрудый

Застучит в сухой и рудый

Ствол со щелью и дуплом.

Разбор типового контрольного задания

Текст вопроса: В тексте стихотворения Д.Б. Кедрина выделите цветом олицетворения.

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

Правильный ответ:

Наступило бабье лето —

Дни прощального тепла.

Поздним солнцем отогрета,

В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше

После зябкого денька?..

Паутинок легких пряжа

Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!

Защити от зимней тьмы!

Пожалей нас, бабье лето:

Паутинки эти — мы.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6