Естествознание. 10 класс

Урок 8. Моделирование в науке

Отличие моделирования от наблюдения

Чем метод моделирования отличается от наблюдения?

Напомним, что наблюдение – это преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания их существенных свойств.

В процессе его проведения собираются достоверные научные факты

Целенаправленно изучает объекты и процессы для осознания их существенных свойств

Он более продолжителен по времени проведения

Изучает не сам объект, а его копию

Модель Солнечной системы

Соберите мозаику  «Модель Солнечной системы».

Примеры материальных и теоретических моделей

Распределите объекты по соответствующим группам: материальная модель и теоретическая модель.

Просмотрите ещё раз видеоролик или прочитайте конспект.

Материальная модель

Теоретическая модель

Компьютер

Заполните пропуск в тексте, выбрав правильный вариант ответа из выпадающего меню.

Прочитайте внимательно основные выводы теоретической части.

Активное применение учёными компьютера позволило широко внедрить в научную деятельность .

Камера Скиннера

Выделите цветом правильный вариант ответа.

Этот метод относится к эмпирическим методам познания.

В камере Скиннера содержится крыса. Она, нажимая на определённые кнопки и рычажки, получает корм. Какой метод является ведущим в изучении поведения млекопитающего в таких условиях?

  1. Анализ
  2. Эксперимент
  3. Моделирование
  4. Измерение
Бирюзовый
Методы познания

Расшифруйте слово.

Слово относится к теме урока.

Зашифровано слово .

Методы познания

Решите кроссворд.

Все слова связаны с темой урока.
Модели

Установите соответствие между моделью и её прототипом (исходным объектом).

Соответствие взаимно однозначное.
Лаборатория

Заполните пропуск в тексте, выбрав правильный вариант ответа из выпадающего меню.

Прочитайте внимательно основные выводы теоретической части.

Данная фотография иллюстрирует .

Атмосферное давление

Соедините попарно фигуры так, чтобы каждому периоду времени соответствовала характеристика.

На рисунке представлен процесс изменения атмосферного давления в городе N на протяжении трёх суток с 4 по 6 апреля 2018 года. В течение суток давление измеряется 4 раза: в 0:00, в 6:00, в 12:00 и в 18:00. По горизонтали указывается время суток и дата, по вертикали давление в миллиметрах ртутного столба. Для наглядности точки соединены линиями.

Пользуясь рисунком, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику атмосферного давления в городе 

в течение этого периода.

Моделирование

Заполните пропуски в тексте.

Внимательно прочитайте выводы теоретической части.

Моделирование позволяет исследовать сложные с целью предсказания интересующих исследователя результатов. Это касается как материальных, так и моделей.

Все естественнонаучные законы – это , применимые для описания широкого класса явлений и процессов, происходящих в . Каждый естественнонаучный закон имеет своего применения.

процессы и явления
теоретических
модели
природе
границы
Модели

Для каждого изображения определите тип модели и добавьте подпись.

Поработайте с глоссарием по теме урока.
Математическая модель
Материальная модель
Качественная теоретическая модель
Учёные и их модели

Установите соответствие между фамилией учёного и предложенной им моделью.

Рассмотрите интерактивную схему урока о моделях строения атома ещё раз.

Джозеф Томсон

Эрнест Резерфорд

Нильс Бор

Квантовая модель

Пудинг с изюмом

Планетарная модель

Размер зазора

Условие: Представьте себе, что наша планета – идеальный шар. Мысленно обвяжем её по экватору верёвкой и зафиксируем длину экватора «на узелок». Добавим кусок верёвки длиной 1 метр и мысленно «распределим» удлинившуюся верёвку так, чтобы зазор между верёвкой и поверхностью Земли был одинаков по всей длине. Может ли в этот зазор пролезть мышь?

Решение:

$C = 2 \pi RC$, где С – это длина экватора, а R – радиус Земли. Затем увеличим длину экватора на один метр (C + 1). а значит, величина радиуса R Земли увеличилась на величину того самого неизвестного зазора x и стала равной R + x. Мы получили второе уравнение $C+1 = 2 \pi (R = x)$.

Решили систему из двух уравнений $C = 2 \pi R$ (1) и $C+1 = 2 \pi (R + x)$ (2). Раскрыли скобки в уравнении (2) и вместо С подставили его значение из уравнения (1):

$2 \pi R + 1 = 2 \pi R + 2x$. Решили получившееся уравнение и подставили приближенное до сотых значение числа $\pi$.

Получили, что x ≈ 0,159 м.

Подчеркните верные выводы, которые соответствуют полученным в ходе решения результатам.

0,159 м = 15,9 см.
  1. Это невозможно, т. к. описанная в решении модель абстрактна
  2. Оказывается «зазор» составляет почти 16 см. А это значит, что в него пролезет не только мышка, но и кошка
  3. В этой задаче величина радиуса R не влияет на результат. Это означает, что размер зазора будет один и тот же, если мы намотаем верёвку вокруг Земли, вокруг глобуса, вокруг ведра или вокруг теннисного мяча
  4. Зазор между верёвкой и поверхностью достаточно мал, чтобы в него пролезла мышь

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6 angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6