Обществознание. 10 класс

Урок 19. Межнациональные отношения

Конспект урока

Обществознание, 10 класс

Урок 19. Межнациональные отношения

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Межнациональные отношения.
  2. Этнические общности.
  3. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
  4. Диалог культур.

Тезаурус:

Межэтнические (межнациональные) отношения – отношения между этносами

(народами), охватывающие все сферы общественной жизни.

Этнология – наука, изучающая процессы формирования и развития различных

этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

Интеграция – сотрудничества, объединения разных этногосударственных общностей,

сближения всех сторон жизни народов.

Дифференциация – стремления народов к национальной самостоятельности.

Межнациональный, или межэтнический конфликт – это столкновение интересов

между представителями разных этнических общностей.

Ксенофобия – нетерпимость, неприятие, ненависть к кому-либо, чему-либо чужому,

чужеродному.

Сепаратизм – это требования суверенитета и независимости для этнически

обозначенной территории, направленные против государственной власти страны проживания.

Толерантность - терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

Ключевые слова:

Межнациональные (межэтнические отношения); национальная политика; толерантность; сепаратизм; ксенофобия.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

Учебник «Обществознание» для 10 класса авторов: Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова, А.В. Белявского. Москва. Издательство «Просвещение», 2014.

О.А. Чернышёва, Р.В. Пазин. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач. Легион. Ростов-на-Дону, 2017. С. 64-78.

П.А. Баранов. Большой сборник тематических заданий. АСТ, 2017. С. 98-112.

Интернет-ресурс:

https://cyberleninka.ru/

Международный научный журнал «Символ науки»

Ст. Иштугановой Г.С.

«Духовные предпосылки межэтнического культурного диалога в многонациональном поликонфессиональном обществе»

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Говоря об межэтнических отношениях в современном мире можно отметить две тенденции:

интеграция – сближение, сотрудничество и дифференциации – стремление к самостоятельности.

Эти отношения могут быть дружественными или конфликтными. В науке существует направление, изучающее межнациональные отношения, формирование и развитие этнических групп – этнология.

Человечеству всегда было присуще сотрудничество. Но с XX века наблюдается интеграция,

которая ведет к образованию союзов государств на экономической или политической почве – характерная черта постиндустриального общества. Один из примеров интеграции – деятельность Европейского союза (ЕС), объединяющего (2005 г.) 25 государств с населением 450 млн человек, говорящих на 40 языках.

Дифференциация проявляется в мирной (развал СССР) и конфликтной форме (вооруженный

конфликт и распад Югославии). Этнический конфликт – это любое противостояние сторон на почве национальной (этнической) принадлежности.

Основные причины конфликтов:

Территориальные – стремление выйти из состава или присоединиться другому государству, за создание нового независимого государства.

Экономические – борьба за материальные ресурсы (земля, недра).

Социальные – борьба за гражданское равноправие.

Культурно-языковые – стремление к сохранению языка, национальной культуры.

Национализм является идеологией, которая проповедует идею национальной превосходности и служит источником межэтнических конфликтов.

На вопрос может ли человечество исключить межнациональные конфликты нет положительного

ответа. Для исключения этого социального явления необходимо чтобы этнические группы не ощущали пренебрежение к своей культуре, языку, традициям, обычаям.

Чтобы смягчить межнациональные отношения необходимо использовать гуманистический подход при их регулировании, т. е. проявлять уважение к многообразию культур, обеспечить права и свободы личности независимо от национальной принадлежности и, что важно, воспитывать толерантное отношение к представителям разных национальностей.

Пути урегулирования конфликтов:

  1. На основе правовых механизмов ликвидировать этнические привилегии.
  2. Переговоры.
  3. Обмен информацией о мерах по преодолению конфликтов.
  4. Миротворческая деятельность представителей конфессий.

Диалог культур может стать средством сглаживания противоречий в уникальном разнообразии

этносов и конфессий.

Большая роль в межэтнических отношениях принадлежит национальная политика государства.

Основой этой политики является Конституция РФ. В преамбуле российской конституции подчеркивается, что для сохранения межэтнического согласия в нашем многонациональном государстве необходимо уважать память предков, соблюдать права и свободы граждан, сохранять гражданский мир и согласие. Для обеспечения суверенной государственности России и ее демократической основы важно соблюдать принцип равноправия всех национальностей и конфессий.

«Концепция государственной национальной политики Российской Федерации» (1996 г.) тоже

подчеркивает роль соблюдения равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, гарантии прав коренных малочисленных народов;

мирное разрешение противоречий и конфликтов ещё одно условие мира в многонациональном государстве.

Реализация этих принципов отвечает интересам всех народов России.

Разбор типового тренировочного задания

  1. Выберите верные суждения о современном обществе.

1.Национализм малых народов, будучи реакцией на перенесённые в прошлом травмы и приниженный статус нерусских культур, часто обретает агрессивные формы.

2.Так называемые национальные движения в мирных политических и культурных формах среди народов бывшего СССР не играют важной роли в утверждении децентрализованных форм государственного устройства.

3.Этнический фактор в ряде случаев стал основой для формирования программ и действий, а также для пропаганды идей и установок, которые провоцируют нетерпимость, вызывают конфликты и насилие.

4.Этнонационализм в его радикальных и нетерпимых проявлениях не является серьёзным вызовом для России и ряда других постсоветских государств.

Правильный вариант/варианты: 1,3

  1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

«Конфликт – это ____________ противоположных целей, позиций, мнений, взглядов оппонентов как субъектов взаимодействия.

Под этнополитическим конфликтом понимается конфликт, характеризующийся определённым уровнем организованного _____________ действия, участием общественных движений, в которых противостояние проходит по линии этнической общности.

Правильный вариант:

Столкновение; политического.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6