Цели урока: 1) сформировать представление о биологии как науке, о роли биологических знаний в жизни человека;      2) развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу; 3) пробудить интерес к изучению нового предмета; 4) воспитывать ответственное отношение к окружающей среде.

Предметные результаты:

умение объяснять значение биологии как науки;

умение понимать смысл биологических терминов.

Метапредметные и личностные результаты

1. Личностные УУД:

смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение»)

2. Регулятивные УУД:

умение самостоятельно определять цель учебной деятельности (формулировка и принятие учебных задач урока);

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Познавательные УУД

умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

4. Коммуникативные УУД

умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре.

Учебные задачи урока:

1. Используя информацию, предоставленную учителем, сформулировать и записать определение понятия «биология», а также составить гомологичные слова.

2. Использую свой жизненный опыт и сведения, предоставленные учителем, оценить возраст биологии как науки; задействовать (при необходимости) возможности Интернета.

3. Формулирование проблемного вопроса, его осознание и проработка в парах или индивидуально (основная учебная задача урока).

4. Применение нового знания в ходе практической деятельности.

5. Формулирование домашнего задания в соответствии с логикой дальнейшего изучения предмета.

Тип урока:

Урок решения учебных задач (урок открытия новых знаний).

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог).

2. Практический (поиск информации).

3. Дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).

Оборудование:

Биология: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. - М.: Дрофа, 2013; компьютер; экран; маркерная доска.

Ход урока:

I. Актуализация знаний, целеполагание

Деятельность учителя

1. Проводит беседу об истории взаимодействия человека и природы с древнейших времён:

  - Ребята, вы, конечно, знаете, что человек взаимодействовал с природой с давних времён, ведь сам он часть природы. В древние времена это взаимодействие носило, в основном, оборонительный характер и отчасти потребительский, так как условия выживания человека в природе были крайне суровыми. Постепенно характер взаимоотношений человека и природы менялся, и сегодня человек выступает партнёром природы, к сожалению, не всегда разумным и трепетным.

2. Задает вопросы:

- о целях такого взаимодействия;

- о результатах взаимодействия.

3. Определяет (в ходе диалогового взаимодействия) ключевые слова урока и записывает их:

- Ребята, а почему со временем общение человека с природой стало партнёрским (благодаря запасу знаний)? А как человек систематизировал накопленные знания, и что в результате он получил (науку)? А каковы задачи науки на сегодняшний день?

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому

формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Определяют ключевые слова урока: знания, наука, задачи науки.

II. Изучение нового материала.

Деятельность учителя

1. Объясняет определение термина «биология»: «биос» + «логос».

2.  Даёт задание на отыскание (можно - при помощи Интернета) гомологичных слов и составление названий разделов биологической науки («микос» - гриб, «ихтис» - рыба и т.д.).

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают определение изучаемого понятия.

Историческая справка

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос об известных учащимся учёных-биологах.

2. Задаёт ориентационный вопрос о возможных сроках возникновения биологии как науки.

3. Выясняет в ходе беседы о том, что известно учащимся об Аристотеле и сообщает необходимые сведения об Аристотеле как об одном из основателей биологии:

- Аристотель великий древнегреческий учёный, живший в  веке до нашей эры. Аристотель предложил первую классификацию живых организмов, объединив в группы схожие между собой организмы. В этой системе живого мира нашлось место и человеку. 

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

По указанию учителя формулируют и записывают необходимые сведения

Постановка проблемного вопроса, открытие нового знания

Деятельность учителя

1. Задаёт вопрос о ценности знаний, накопленных биологией за всю её историю.

2. Предлагает учащимся сформулировать вопрос, который является логическим продолжением предыдущего («Какие задачи ставит перед собой биология сегодня?»).

3. Предлагает учащимся сформулировать ответ на поставленный ими вопрос.

Деятельность учащихся

Активно участвуют в диалоге с учителем, стремятся к чёткому формулированию ответов на поставленные учителем вопросы.

Формулируют проблемный вопрос, согласовывают друг с другом и с учителем его формулировку.

Отыскивают ответ на поставленный вопрос.

III. Первичное закрепление нового материала

Деятельность учителя

1. Предлагает выполнить задания

Работа с текстом учебника (стр. 13):

- Предложите пути развития науки по указанным направлениям.

2. Обсудите в парах, какая из предложенных проблем, на ваш взгляд, является самой главной.

3. Задает вопрос:

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на проблемный вопрос урока вы можете дать?

4. Подводит итог по решению основной задачи урока:

- Итак, сегодня на уроке мы выяснили, что систематизированные знания человечества формируют науку, а также сформулировали основные задачи биологической науки на сегодняшний день и перспективу.

 Отмечает наиболее правильные и удачные решения и учащихся, предложивших наиболее верные ответы.

Деятельность учащихся

Выполняют задание.

Выполняют задание в парах и затем обсуждают.

Отвечают на проблемный вопрос урока, исходя из новых знаний, предлагают и обосновывают свои предположения.

IV. Подведение итогов, рефлексия

Деятельность учителя

1. Предлагает вспомнить тему и задачи урока и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом:

Какой ответ на проблемный вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Что нового вы узнали на уроке?

2. Оценивает работу учащихся.

Деятельность учащихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

V. Домашнее задание

Деятельность учителя

1. Параграф №2.

2. Подготовьте развёрнутый ответ на вопрос: «Какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания?»