Цель урока: познакомиться с достижениями в области культуры и религии Древнего Китая

Задачи

образовательные задачи:

·         раскрыть главные особенности культуры Древнего Китая;

·         познакомить с историей жизни Конфуция и Лао-цзы;

·         рассмотреть основные положения учений: конфуцианство и даосизм;

·         познакомить с основными открытия и изобретениями Древнего Китая;

развивающие задачи:

·         способствовать развитию логического мышления, памяти;

·         развивать у учащихся умений сравнивать, анализировать изученный материал;

·         развивать умение работать с различными источниками информации;

 

воспитательные задачи:

·         воспитывать интерес к познанию, уважение к культурным и религиозным воззрениям разных народов, как к пласту мировой культуры;

·         способствовать воспитанию чувства толерантности и терпимости.

 

План урока:

1.      Вводное слово

2.      Культура Китая

3.      Конфуций

4.      Конфуцианство

5.      Лао-цзы и даосизм

6.      Изобретения и открытия китайцев

7.      Изобретения древних китайцев

 

Основные понятия и термины: культура, конфуцианство, даосизм, шелковый торговый путь

 

Ход урока

 

            Вводное слово. С одной стороны изобретения, создание новых вещей: компас, бумага, шелк, порох и многое другое. А с другой стороны почитание философии, учения мудреца сказавшего: «Каждый должен разъяснить старину, а не сочинять новое, верить и любить древнее…». Что объединяет все эти явления? Культура Китая. Но как возможно сочетание казалось бы не сочетаемого – новое и старое в культуре Китая? В стране, где главное учение проповедует любовь к старине, было изобретено огромное количество новых вещей, которыми мы пользуемся до сих пор.

            Культура Китая. В первом тысячелетии до нашей эры китайцы расселились по всей Великой китайской равнине между реками Хуанхэ и Янцзы. На этой территории возникло несколько государств, правители которых очень часто враждовали друг с другом. Но жители всех этих государств, считали себя одним народом, потому что имели единую культуру и сходные обычаи. Об этих обычаях мы узнаем в том числе из учения мудреца Конфуция, которого очень почитали китайцы.

            Конфуций. В 6 веке до нашей эры в китайском городе Цюйфу жил мыслитель, философ Конфуций. С раннего детства Конфуций много работал, поскольку его семья жила в бедности. Но он не отчаивался, он начал заниматься самообразованием. И это принесло свои плоды, в возрасте 20 лет он дослужился до сана чиновника. Но осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям разных областей Китая. Его учение получило название – конфуцианство.

            Конфуцианство. В основу конфуцианства заложены правила поведения человека. Вот лишь некоторые из принципов этого учения: в мире существует незыблемый порядок, в котором каждый человек должен найти свое место; человек должен наилучшим образом исполнять свои обязанности; следует почитать старших, ведь мудрость стариков защищает людей от ошибок. Сложно поспорить с этими словами, не правда ли? Большое значение Конфуций придавал образованию. Он открыл школу и оставил после себя множество знаменитых изречений, которыми китайцы руководствуются и в наше время.

Вот лишь некоторые из них, а вы подумайте, кого Конфуций считал благородным человеком? И Согласны ли вы с ним?

Ничтожный человек стремится к выгоде, а благородный к справедливости.

Благородный человек винит себя, а ничтожный – других.

Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность то, что страшит людей, но если она постигла меня незаслуженно, я не буду ее стыдиться.

Ответили ли вы на вопрос?

А может быть, в этом кроется ответ и на наш вопрос, который мы сформулировали в самом начале урока?

            Лао-цзы и даосизм. Еще один мудрец, повлиявший на культуру Китая – Лао-цзы. Хотя в рамках современной исторической науки подвергается сомнению существования этого древнекитайского философа. И, тем не менее, в научной литературе он все равно определяется как основоположник учения – даосизм. Учения о «дао» что буквально переводится как путь, путь нравственного самосовершенствования человека, поиск бессмертия души. Согласно учению гармония в мире удерживается соединением двух начал – мужское Ян и женского Инь, Хаос и Порядок. Если эти два начала начинают враждовать, возникает угроза гибели.

            Изобретения и открытия древних китайцев. Пожалуй, нет ни одного древнего народа, который бы подарил человечеству столько новых изобретений как китайцы.

Во втором веке китайцы изобрели бумагу. Хотя письменность существовала у них задолго до этого, более трех с половиной тысяч лет назад. Они пользовались иероглифами, которых насчитывалось 50 тысяч. Сложно ли запомнить такое количество иероглифов? Очевидно, что обучение письму и чтению занимало долгие годы и требовало терпения, почитания образованности, стремление к самосовершенствованию. Быть может и это еще один ответ к нашему вопросу?

Кисточкой или палочкой иероглифы, до изобретения бумаги, наносились на полосы специально обработанного бамбука и на шелковую ткань, которая еще одно изобретение китайцев.

            Шелк. Кто не знает о существовании в древности Великого шелкового пути, соединявший центральную Азию, Ближний Восток и Средиземноморье. В течении многих столетий этот путь связывал Китай с разными странами и народами. По нему везли множество товаров, но самое главное – шелк, которым Китай торговал со многими странами и народами. Многие столетия китайцы тщательно скрывали технологию создания этого материала. Китайцы разводили специальных шелковичных червей, разматывали их кокон, а из нитей ткали на станках тончайшую ткань – шелк. Другими словами, несмотря на оживленную торговлю и связи с другими странами Китай оставался страной хранящей свои секреты, закрытой от посторонних глаз.

            Лак. Кроме всего прочего китайцы открыли лак. Из растений, камней, глины китайцы делали яркие и прочные краски. Чтобы сохранить поверхность изделий они стали наносить на них специальный состав – лак. Им они покрывали деревянные изделия, зонтики, обувь, что делало все эти вещи более яркими и водостойкими.

            Порох. Согласно сведениям из исторических источников и многочисленным археологическим находкам китайцы уже в середине первого тысячелетия до нашей эры знали секрет пороха. Они использовали его для фейерверков.

            Компас. Обычно путешествуя, в древности первые путешественники ориентировались по звездам. Но не китайцы. Они изобрели древнейший компас. Он имел, конечно, несколько иной вид, чем современные компасы, являющиеся скорее его усовершенствованным аналогом. В древнем Китае компас выглядел так – в центре листа из полированной бронзы помещали ложку, сделанную из магнитной породы. Ложка вращалась и затем застывала на месте, указывая на север и юг.

            Пожалуй, этот список китайских изобретений мы могли бы продолжать еще очень долго. Китайская культура – это мир открытий и новых изобретений. Их главное учение, религия велит уважать и любить старину, не пренебрегая настоящим. Благородство человека определяется его терпением, высокой степенью ответственности и уровнем образования. Жизненный путь «дао» - путь самосовершенствования. Они готовы поделиться с другими своими знаниями, но сохранив секреты. Сохраняя гармонию двух начал. Может быть, это один из возможных ответов на наш вопрос.