Литературное чтение. 3 класс

Урок 8. Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 8.Ф. И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья».

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Как научиться читать стихотворение.
  2. Анализ произведений Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза», «Листья».

Тезаурус

Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.

Звукопись – приём усиления изобразительности текста путем такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине выражаемому настроению.

Олицетворение – изображение неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Сравнение – сопоставление изображаемого предмета с другим предметом по их общим признакам.

Ключевые слова

Стихотворение; литературный прием; звукопись; олицетворение; сравнение.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / ( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.: ил. С.59 – 63.
  2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – С. 33-34
  3. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 3 кл. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику. В 2-х частях. – М: Просвещение, 2013.
  4. Музей-усадьба «Мураново» [Электронный ресурс]. —2018. — Режим доступа: http://muranovo-museum.ru/ru/video/muzej-usadba-muranovo-imeni-f-i-tyutcheva-obzornaya-ekskursiya свободный. — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о правилах чтения стихотворения;

Научимся работать со стихотворным текстом;

Сможем познакомиться с литературными приёмами.

Основное содержание урока

1.Знакомство с правилами чтения и заучивания стихотворений происходит в ходе диалога вымышленных персонажей – Ани и Володи.

В: Привет! Что случилось? На кого сердишься?

А: Не получается выучить стихотворение. А ты выучил?

В: А как ты учишь?

А: Повторяю каждую строчку по двадцать раз. И всё равно ничего не помню.

В: А ты внимательно прочитала советы актёра Якова Михайловича Смоленского в учебнике?

А: Нет, я сразу стихи учить начала.

В: Яков Смоленский написал статью, как научиться читать стихи. Мне она помогла быстро выучить стихотворение и читать его выразительно.

А: Наверное ты прав. Я сейчас прочитаю эту статью, а потом мы вместе составим правила, которые мне помогут.

А: Первый совет – нужно читать стихотворение медленно и стараться представить картину, которую нарисовал поэт с помощью слов.

В: Верно. Лучше запоминать художественные образы, которые создал поэт, тогда и слова лучше запомнятся.

А: Но иногда бывает трудно представить картину, если в тексте есть непонятные слова.

В: Правильно. Поэтому второй совет – нужно объяснить для себя значения непонятных слов с помощью словаря или узнать у кого-то.

А: Я думаю, что следующий совет – определить главную мысль произведения, ведь при чтении стихотворения очень важно обратить на неё внимание.

В: При чтении стихотворения очень важно обращать внимание и на чувства, настроение, которые автор хотел передать читателю.

А: Это важный совет!

В: Для того чтобы прочитать стихотворение выразительно нужно определить паузы, логические ударения, темп чтения и тон, которым ты будешь его произносить вслух.

А: Только теперь нужно начинать повторять текст несколько раз, стараясь выучить его наизусть.

В: Ещё важный совет. Нужно читать стихотворение вслух, прислушиваясь к себе. Можно даже на диктофон записать и послушать, что получилось.

А: Или попросить послушать кого-нибудь и дать совет, что можно улучшить в чтении.

В: Видишь, у нас с тобой целая памятка получилась. Теперь спокойно начинай учить. Я уверен, у тебя всё получится.

А: Я думаю эта памятка всем ребятам пригодится.

2.Во второй части урока в ходе диалога персонажей производится анализ стихотворений Ф. И. Тютчева «Весеняя гроза» и «Листья».

А: Первое стихотворение в поэтической тетради написано Фёдором Ивановичем Тютчевым и называется «Весенняя гроза».

Интересно, о чем оно?

В: Судя по названию – о грозе. О весенней грозе. Может быть, о самой первой.

А: На иллюстрации в учебнике – дети бегут от грозы.

В: Или бегают под дождем. Давай прочитаем и узнаем.

А: Я не все слова понимаю, это мешает представить картину, описанную в стихотворении.

В: Давай воспользуемся словарём.

Резвяся — резвый - подвижный, веселый.

Перлы — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.

Проворный — быстрый, торопливый.

Гам — нестройный гул голосов.

Нагорный - находящийся, расположенный на горе, на горах.

В: Давай теперь попробуем описать картины, которые возникают при чтении стихотворения.

А: Первая картина: голубое небо, еще светит солнце, а где-то вдалеке, как будто понарошку, играя, гремит гром.

В: Вторая картина: гремит гром, и вдруг неожиданно брызнул дождик. Ветер поднимает пыль на дороге.

А: На деревьях и траве повисли жемчужные капли, они блестят на солнце.

В: А потом я представляю себе гору, а с неё бежит вода, спускается с грохотом, шумят птицы, и гром ещё гремит.

А: Ты знаешь, я не только вижу картины в этом стихотворении, но как будто слышу шум весенней грозы. Почему так происходит?

В: Фёдор Иванович Тютчев использовал специальный приём, который называется звукопись. Звукопись - это повторяемость похожих звуков в стихе. Давай попробуем найти слова, которые помогают услышать грохот грома.

А: В этих словах должны быть сочетания звуков похожих на гром. Гр-р-р-р! Р-р-р! Я думаю, эти слова подходят: «грозу», «первый», «гром», «играя», «грохочет», «гремят раскаты», «брызнул», «перлы», «с горы», «проворный»).

В: А ты заметила, что поэт говорит о громе, как будто он живой?

А: Да, он резвится и играет, как будто ребенок!

В: Это тоже литературный приём – олицетворение, когда неживому предмету придаются черты живого существа.

А: Интересно! Я теперь буду искать эти литературные приёмы и в других стихотворениях.

А: Володя, как ты думаешь, это стихотворение весёлое или грустное? Что хотел сказать автор своим читателям?

В: Мне кажется, это стихотворение радостное. Первая весенняя гроза показывает, что весна наступила. А весна – это молодость природы. Поэтому гроза у Тютчева не страшная, а добрая. Гром резвится, играет. Раскаты – молодые. Дождик – светлый, солнечный.

Главная мысль – единство человека и природы, счастье быть молодым и радоваться красоте мира.

А: И читать его надо радостно, стараясь передать восторженные чувства поэта.

А: В нашей поэтической тетради есть ещё одно стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева «Листья».

В: Судя по иллюстрациям – это стихотворение об осени, об осенних листьях. Давай почитаем.

А: Это стихотворение совсем другое. Оно передаёт мечты листьев улететь вслед за ветром, а не сидеть неподвижно на ветках, как иглы у сосен и елей. Главная мысль – мечта о яркой, интересной жизни.

В: Ты прямо с главной мысли начала. Давай поговорим о содержании.

А: Автор рисует очень яркие картины, только одно слово мне непонятно. Но оно есть в словарике в конце учебника.

В: Картины стихотворения – о разных временах года. Спящие под снегом колючие сосны и ели.

А: Летний день, яркие зелёные листья на деревьях.

В: Хмурый осенний пейзаж, листья пожелтели, мокнут под дождем.

А: В последней части листья разговаривают с ветром и летят по воздуху вдаль.

А: Я вижу, что Тютчев снова использовал олицетворение. Всё стихотворение написано от имени листьев. Они называют себя «лёгкое племя», а ведь люди тоже раньше жили племенами.

В: Здесь много слов, которые характеризуют листья как живых существ: «гостим», «играли», «купались», «летим».

А: О соснах и елях тоже говорится, как о живых – они спят, закутавшись в снега и в метели.

В: В этом стихотворении есть ещё один интересный приём – сравнение. Иглы сосен и ёлок поэт сравнивает с иглами ежа, который зимой тоже спит.

А: Мне эти листья напоминают путешественников, которые не хотят сидеть на месте, как сонные деревья, а мечтают о жизни, о движении, о вечной молодости.

Наверное, молодой Тютчев так же мечтал и писал в этом стихотворении о своих мечтах.

В: Знаешь, мне кажется, что у стихотворения «Весенняя гроза» и «Листья» есть общая мысль – восхищение молодостью, жизнью, устремление в будущее.

А: Пожалуй, я возьму в библиотеке сборник произведений Фёдора Ивановича Тютчева и почитаю и другие его стихотворения.

В: А я найду книги о Тютчеве, хочу больше узнать о нём. Пойдем в библиотеку!

Вывод: Для того чтобы лучше понять стихотворное произведение важно внимательно прочитать его, подумать о том главном, что хотел автор донести до своих читателей. Стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза» и «Листья» проникнуты любовью к жизни. Используя различные литературные приёмы (сравнение, олицетворение, звукопись), поэт делает свои стихотворения яркими, красочными и понятными.

Разбор типового тренировочного задания

Вставьте в текст пропущенные слова.

Гремят ______________молодые,

Вот _____________ брызнул, ____________летит,

Повисли ______________ дождевые,

И _____________ нити золотит.

Слова для вставки: раскаты, дождик, пыль, перлы, солнце.

Правильный ответ:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Разбор типового контрольного задания

Подчеркните олицетворения в тексте стихотворения Ф.Тютчева «Листья».

1 вариант

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

2 вариант

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Ответ

1 вариант

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..

2 вариант

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят.

Предметы

По алфавиту По предметным областям

Классы

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
angle-skew-bottom mix-copy next-copy-2 no-copy step-1 step-2 step-3 step-4 step-5 step-6 step-6