Цель: формирование представления о географическпх картах.

Задачи:

1. Способствовать формированию представления о географических картах.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: Готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: Освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий. Способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

Предметные: Формирование представлений о географических картах.

Ход урока:

Этап мотивации и  целеполагания
В повседневной жизни географическая карта имеет большое значение. По карте можно определить особенности любой местности. На ней ясно показаны взаимные расположения и свойства объектов и явлений земной поверхности.

Географическая карта оказывает помощь в исследовании и освоении определенной территории. С помощью карт ведут поиск полезных ископаемых, учет пригодных для земледелия земель, проектируют строительство гидроэлектростанций, заводов, фабрик, дорог. Без карт не смогли бы работать морской и воздушный транспорт.

Карта помогла открыть остров. В 1924 г. в своем кабинете океанограф и полярный исследователь Владимир Визе изучал судовой журнал паровой шхуны «Св. Анна» (шхуной командовал лейтенант Георгий Брусилов), которая в 1912 г. дрейфовала во льдах Карского моря. Он обратил внимание на то, что в Карском море дрейф шхуны не совпадал  ни с направлением ветров, ни с направлением течений. Что же помешало шхуне, почему они свернули с пути? Когда Визе нанес на карту маршрут дрейфа и направление ветров, то выяснилось, что они резко расходятся. Ученый решил, что этим препятствием мог быть только остров. Он не только рассчитал местоположение предполагаемого острова, но и нанес его на карту, а уже в 1930 г. экспедиция под руководством Отто Юльевича Шмидта на ледоколе «Георгий Седов», пройдя от Новой Земли на северо-восток, обнаружила предсказанный остров. Он был назван именем В. Визе.

Тема урока: Географические карты.

Этап решения учебной задачи (ситуация реализации учебных действий)

Географической картой называют уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости, все объекты которой изображены условными знаками.
Картографические условные знаки — система символических графических обозначений (знаков), применяемая для изображения на картах различных объектов и явлений, их качественных и количественных характеристик. Условные знаки, используемые на карте, составляют легенду карты.

Географическая карта - самый главный источник знаний  географической науки. С помощью карты можно получить наиболее полные сведения о любой территории планеты: рельефе, климате, природе, городах, хозяйственной деятельности человека.

В чем преимущества карты перед глобусом? Она компактна, на ней можно изобразить как весь земной шар, так и отдельный материк, государство, область, район, город.
Картография появилась, вероятно, еще до появления письменности, в первобытном обществе. Сохранились карты в виде наскальных рисунков в итальянской долине Камоника, относящиеся к бронзовому веку.

Помимо наскальных изображений, до нас дошли древнеегипетские и вавилонские карты, относящиеся к III –I тысячелетиям до н.э., например, Вавилонская карта мира.

Существует большое многообразие географических карт. Карты классифицируются по различным признакам:
по масштабу:
крупномасштабные (1 : 10 000 — 1 : 100 000);
среднемасштабные (1 : 200 000 — 1 : 1 000 000);
мелкомасштабные карт (мельче 1 : 1 000 000). 

Масштаб определяет соотношение между реальными размерами объекта и размерами его изображения на карте. Зная масштаб карты (он всегда указывается на ней), можно при помощи несложных вычислений и специальных измерительных средств (линейки, курвиметра) определить размеры объекта или расстояние от одного объекта до другого.
по содержанию:
общегеографические;
тематические.

Тематические карты делят на физико-географические и социально-экономические. Физико-географические карты используют для того, чтобы показать, например, характер рельефа земной поверхности или климатические условия на определённой территории. Социально-экономические карты показывают границы стран, расположение дорог, промышленных объектов и т.д.
по охвату территории:
мировые;
карты материков и частей света;
регионов мира;
отдельных стран и частей стран (областей, городов, районов и т.п.).

по назначению географические карты делят:
справочные;
учебные;
навигационные.

Почему на глобусе и карте географические объекты выглядят неодинаково? Если бы Земля имела форму цилиндра или конуса, то сделать развертку ее поверхности не составило бы больших трудностей. Но попробуйте сделать плоской корку от апельсина,  и вы поймете, в чём заключается основная проблема картографии: поверхность шара или эллипсоида нельзя перенести на плоскость без разрывов или складок. Перенесем с поверхности глобуса узкие полоски, ограниченные меридианами через 10° или 15° по долготе. В пределах каждой полоски видимых искажений нет, но зато между полосками получились разрывы, которые увеличиваются по мере удаления к полюсам. Заполним эти разрывы,  слегка растянув картографические рисунки, изображающие земную поверхность. Из-за этого,  правда, расстояния между городами, размеры морей, островов станут большими, чем на глобусе. Гренландия, например, будет выглядеть больше, чем Австралия, хотя на самом деле ее площадь в 3 раза меньше. На глобусе, конечно, такого нет. Но другого выхода нет. Приходится с подобными искажениями мириться.  Важно только знать, в каком участке карты и насколько растянуты изображения. 


Заметьте, что на каждой полоске, вырезанной из глобуса, крайние меридианы, а также параллели были дугами окружностей, а на карте они после растяжения стали прямыми линиями. Таким образом, переход от поверхности глобуса к плоскости получился в результате преобразования градусной сетки глобуса. В этом и состоит сущность так называемых картографических проекций.

Для того, чтобы уменьшить искажения на картах, применяют разнообразные картографические проекции, т.е. способы построения карт. Картографические проекции по характеру искажения бывают равноугольными, равновеликими, произвольными, а по вспомогательным геометрическим поверхностям — цилиндрическими, коническими, азимутальными. В любой проекции существуют искажения, они бывают четырёх видов: искажения длин, искажения углов, искажения площадей, искажения форм.

На различных картах искажения могут быть различных размеров: на крупномасштабных они практически неощутимы, но на мелкомасштабных они бывают очень велики.

Изобразить какой-либо участок местности на бумаге или каком-либо другом плоском предмете можно в виде плана или карты. Чем отличается карта от плана, если перечислить их отличия коротко?

Во-первых, план изображение местности на плане рисуется в более крупном масштабе, нежели на карте;
Во-вторых, при вычерчивании плана не учитывается существующая на самом деле кривизна земной поверхности, а карта создается согласно выбранной картографической проекции;
В-третьих, на картах присутствует градусная сетка, по которой определяют координаты любого места, а на планах её не наносят:
В-четвертых, стороны света на карте определяют по направлению меридианов и параллелей, а на любом плане севером считается его верх, югом – нижняя кромка плана, западом – левая и востоком – правая;
В-пятых, план – это подробное изображение местности, а на картах обычно указываются только крупные объекты – реки, горы, равнины, поселки, города и так далее.

Это основные признаки, по которым карта отличается от плана. Обычно, если необходимо изобразить на бумаге небольшой участок местности, то рисуют его план, а для изображения больших территорий составляют карту.  

Этап контроля и оценки (ситуация реализации контроля и оценки)
Опишите карту атласа «Политическая карта мира» по плану:
- Название.
- Масштаб.
- Охват территории.
- Что изображено.
- Подготовьте рассказ по плану.

Рефлексия
Продолжи фразу, ответь на вопрос:
Сегодня на уроке я научился…
Что я получил от этого дня урока?
За что ты можешь себя похвалить?

http://fcior.edu.ru/